В последнее время кельтская культура в тренде. А кто такие кельты? Слово «кельтский» появилось в среде английских ученых в XVII веке. Лингвист Эдвард Ллуйд обнаружил сходство в языках народов Ирландии, Шотландии, Уэльса, Корнуолла и Бретани. Позже «кельтским» назвали определенный стиль орнамента из листьев, фантастических животных, спиралей и сплетенных лент. До сих пор ученые спорят какие племена причислять к кельтским. В научных работах фигурируют диковинные названия: гельветы, белги, арверны, бойи, сеноны, битуриги, вольки. А простые любители всего кельтского обычно довольствуются культурой Шотландии и, особенно, Ирландии. Ирландский праздник святого Патрика даже прижился на российской почве и 17 марта, в день почитания его памяти в Москве всегда звучит ирландская музыка. Чаще всего, это простые стилизованные танцы. Между тем, музыкальная традиция Ирландии очень богата и разнообразна.
В эпоху Раннего Средневековья ирландское музыкальное искусство существовало лишь в устном виде. Однако уровень развития оно имело едва ли не самый высокий во всей Европе. Это было несомненной заслугой друидов - жрецов ирландского языческого культа. Их школа воспитания во многом походила на современную систему высшего музыкального образования. К сожалению, не сохранился ни один памятник письменной музыкальной культуры раннесредневековой Ирландии, но ирландский эпос и хроники свидетельствуют об использовании музыкальных инструментов и мастерстве исполнителей. Известна, например, костяная флейта. Ее возраст археологи относят вообще к доисторическим временам, примерно 40 тысяч лет назад
Одним из главных средневековых инструментов была арфа, которая сегодня украшает ирландский герб. Гиральд Камбрийский, описывая ирландскую музыку в 1183 году, тоже упоминает ее. Под ее нежных аккомпанемент древние барды вещали о великих сражениях и прочих важных вещах.
Звучание музыкальных инструментов сильно менялось из века в век. В Раннем Средневековье, как уже говорилось, основной их функцией было сопровождение рассказчика. Требовался мягкий тембр, позволяющий не отвлекать внимание от произносимого текста. К XIIIстолетию возникла противоположная задача: привлечь к себе внимание и заставить народ слушать музыку на открытом воздухе. А мощных усилителей с колонками в то время еще не придумали. Конечно же в дело пошли волынки, такие громкие и пронзительные, что трудно было стоять рядом с музыкантом. А уж ему самому и вообще приходилось туго.
В эпоху Ренессанса ирландская музыка переселяется с открытых пространств и из огромных каменных храмов и замков в небольшие уютные помещения; звучание инструментов снова становится негромким и приятным. Большое значение приобретает фиддл – ирландская скрипка.
С эпохой Барокко пришла роскошь дворцовых залов, требовавшая соответствующей музыки. Как раз в это время жил и творил Тарло О`Каролан – легендарный слепой арфист из графства Мит. Его музыка сегодня становится все популярнее. В ней удивительным образом сочетается барочное изящество и истинно кельтский зажигательный темперамент.
В современной ирландской музыке используются все описанные инструменты, правда костяную флейту, как правило, заменяет вистл. Даже, скорее, тинвистл. Этот инструмент придумал фермер Роберт Кларк 1843 году. Ему захотелось удешевить деревянный вистл и он сделал дудочку из луженой жести. Получилось удачно, изобретатель взял тележку и начал путешествовать по всей Англии, изготовляя жестяные вистлы прямо на глазах покупателей и продавая их на один пенни. Дудочка Кларка очень понравилась ирландским морякам и стала частью традиционной ирландской музыки.
Есть еще один музыкальный инструмент, без которого трудно представить себе ирландский стиль. Это боуран, обтянутый кожей барабан который держат на весу, играя одной палочкой. Он известен со времен Ирландского восстания 1603 года, когда его использовали в качестве аккомпанемента военным волынщикам. Но широкое распространение он получил только в середине ХХ века.
До совсем недавнего времени, как нетрудно догадаться, каждый музыкальный инструмент изготовлялся мастером вручную. Да и сейчас многие инструменты всё ещё невозможно сделать на фабричном конвейере. В разных музеях в разных уголках мира хранятся инструменты разных мест и времён - от костяной флейты возрастом 40 тысяч лет до гитары Джона Леннона.
Провести время в Библиотеке искусств им. А. П. Боголюбова!
#классическаямузыка #библиотекаискусств.им.Боголюбова #концертмосква #концертвмоскве #органныйконцерт #кельтскаяарфа #боуран