Один из самых эпичных персонажей Библии - царь Соломон, был, вероятнее всего, все же реальной исторической личностью, хотя и сильно пострадавшей от беспощадной мифологизации образа.
Его мудрость вошла уже в поговорки. Но в чем она заключалась?
Как пример этой безграничной мудрости приводится история с двумя женщинами и младенцем, на которого претендовали они обе. Этот момент был вплоть до XIX века весьма популярной темой в живописи. На академичной картине Николая Ге молодой Соломон в белых одеждах выносит свое решение. Как известно, оно заключалось в том, что царь приказал разрубить младенца пополам, и, когда одна из женщин воскликнула: "Не надо его убивать, отдайте лучше той женщине!", сделал вывод, что воскликнувшая и есть настоящая мать.
Мне больше всех картин на эту тему нравится, кстати, динамичная гравюра Густава Доре с матерью, хватающей лезвие меча голой рукой. А Соломон стоит такой статуарный, довольный собой. В отличие от картины Кранаха, где царь, скрестив ножки, весьма индифферентно сидит на троне, в то время как умоляющая мать стоит на коленях.
Мудрым ли было решение Соломона? Умным, продуманным - несомненно. Но если бы обе женщины стали отдавать младенца друг другу? Ведь не факт, что самозванная мать обязательно должна быть живодеркой, готовой хладнокровно смотреть, как при ней убивают ребенка. Все-таки она женщина. Неужели Соломон не просчитал такой вариант?
Похоже, что нет. Он почему-то думал, что ненастоящая мать - обязательно жестокая и эгоистичная женщина. Но ведь она могла быть доброй и мягкосердной, только находящейся в шоке от нелепой смерти своего родного ребенка, из-за чего, собственно, и весь сыр-бор.
Так что в этой истории я глубокой мудрости Соломона не вижу.
Кстати, картина Риберы мне тоже нравится. Соломон тут старый и напоминает Сократа своей лысиной.
В общем, история с младенцем не убеждает меня в особой мудрости Соломона. Гораздо более основательно выглядит информация о том, что во время его правления руководимая им страна процветала. Он не стремился воевать и наращивал благосостояние Иудеи и Израиля мирным путем, через торговлю и разумное использование выгодного географического положения государства. Везде, где можно, он старался договориться и даже сумел примирить евреев с египтянами.
Такая политика реально выглядит мудро.
Но больше всего в мудрости Соломона меня убеждают тексты, авторство которых приписывается ему. Если действительно он написал "Книги Екклесиаста", "Соломоновы притчи", "Песнь песней" и т.д., то это был, несомненно, великий человек, интеллектуал и талант.
Однако с этим светлым образом вступает в противоречие дикая история про то, что, поддавшись уговорам любимой жены (у него их было, как пишут, 700 + 300 наложниц, и на фига ему столько?!), он изменил своему богу и принес жертвы языческим богам. Вот это что было?!
Где хваленая мудрость?
Мне почему-то казалось, что мудрый человек не поддается в старости бесу, который в ребро. А тут такое дело. Опять же - страна была в конечном счете разорена из-за соломоновых понтов. Он хотел построить (и сделал это) колоссальный храм и дворец, на что ушли фактически все бюджетные деньги. Ну, те, что не были потрачены на любимую жену, конечно.
Так что образ вырисовывается противоречивый. Прям даже не знаю - считать Соломона Давидовича мудрым или все же нет...
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Королева ар-деко: неистовая Тамара де Лемпицка
Иллюстрации к "Игре престолов" в стиле японских гравюр
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!