Найти тему

Обзор первой выставки в Центре современного искусства «Облака»

«Небеса — это не место и не время. Небеса — это достижение совершенства», писал известный писатель Ричард Бах. Быть может, именно этим высказыванием, а не пришедшей в первую очередь на ум одноименной композицией легендарной группы «Led Zeppelin», навеяно название выставки «Лестница в небо», представленной на полутора тысячах квадратных метрах огромного зала. Не успев открыться, экспозиция сразу же вызвала бурю эмоций в культурной среде города. Одни восторгались масштабами проекта, другие обрушились с критикой, порой весьма неконструктивной. Однако равнодушных не было — что уже говорит о том, что открытие Центра современного искусства «Облака» можно признать состоявшимся.

Заполнить столь огромное пространство картинами нелегко (новая галерея превосходит своими размерами все существующие в столице и республике), однако организаторы справились с этим успешно. Можно долго и скептически говорить о том, что на выставке представлены произведения не только свеженаписанные или нигде не выставлявшиеся ранее, но и старые, вытащенные художниками из загашников мастерских. Но позвольте: искусство — это не колбаса, оно не имеет срока давности. Все мы знаем немало примеров, когда картины со временем приобретали все большую ценность.

Не стоит забывать и о том, что авторы нередко предоставляют для проведения экспозиций микс из своих старых и новых работ. И это их законное право. Так что упрекать кураторов выставки «Лестница в небо» во вторичности и не-оригинальности по крайней мере непрофессионально, если не сказать — смешно. Тем более что часть произведений была написана художниками специально к открытию Центра современного искусства. Речь идет, к примеру, о картинах известнейшего в республике и за ее пределами мэтра живописи Сергея Краснова — уютном и сумеречном «Зимнем пейзаже», искушающем «Десерте на вечер», изысканных «Сухих цветах», ирреальной «Пасторали для маленькой планеты». Остальные творения мастера, написанные в его излюбленной манере фантастического реализма и представленные на выставке, тоже незнакомы уфимскому зрителю, так как до этого экспонировались, по словам самого Краснова, только в Москве и Санкт-Петербурге.

Не выставлялись ранее также работы не менее маститого художника Айрата Терегулова — хулиганистые, залихватские, ярмарочно-яркие «Однорогий вдовец и гадалка», «Безбашенная Катя и убегающий Потя», «Загруженный ишак»; трепетные и искренние в своей первородной естественной бесстыдности, выдержанные в какой-либо одной цветовой гамме полотна из серии ню: «Обнаженная на сиреневом», «Розовая обнаженная», «Комнатное растение».

Неизвестна нам и художница из Пензы Наталья Зюзина, представившая ряд трогательных, нежных и чистых детских портретов: на одном из них маленькая девочка смотрится в круглое карманное зеркальце, на другом — разглядывает упавшую на ладонь снежинку, на третьем — держит в руках веточку лесной земляники... Впервые выставляются также молодой автор Оксана Григорьева со своей графикой «Город», Чулпан Билалова с так называемой парижской серией, состоящей из пяти цветных монотипий, на которых изображены узнаваемые, но воспринятые совершенно по-своему уголки столицы Франции.

Думается, перечислений «свежатины» на этом достаточно. Всего на выставке представлено свыше двухсот произведений. Охват жанров самый широкий: это не только живопись и графика, но и скульптура, декоративно-прикладное искусство. Авторов здесь более сорока. Большинство из них широко известны не только в России, но и за рубежом. Творения этих художников и скульпторов находятся в частных галереях и музеях Франции, Америки, Германии, Нор-

Анастасия ШЕРСТОБИТОВА, фото: А. Залесов

вегии и других стран. Имена многих из них наверняка знакомы неравнодушной к изобразительному искусству публике — помимо уже упомянутых выше Сергея Краснова и Айрата Терегулова, это Михаил Спиридонов, Раис Гаитов, Камиль Губайдуллин, Игорь Тонконогий, Ляля Галеева, Зуфар Гаянов, Борис и Ольга Самосюк, Михаил Таран, Рамиль Абдуллин и другие мэтры.

Нежнейшая живопись на шелке в лучших традициях старинной китайской техники «гоу-хуа» и сдержанная по цвету, почти монохромная акварель Зуфара Гаянова из серии «По Инзеру: из тумана» завораживает своим высоким мастерством. Хочется бесконечно скользить взглядом по плавным очертаниям далеких гор, плывущих в тумане, по изгибам неспешной реки, многообразию оттенков хмурого облачного неба. Неожиданны и прекрасны небольшие по объему акварельные пейзажные зарисовки Михаила Тарана, выступающего в данном случае в непривычном для зрителя амплуа (он известен прежде всего как успешный керамист с узнаваемой манерой творчества, и его скульптура тоже представлена на выставке). Есть в этих почти случайных, словно запечатленных на ходу этюдах некая тихая прелесть, гармоничная простота и удивительное спокойствие.

Картины Ляли Галеевой обладают мистически-притяга-тельной силой — художница словно выпустила на свободу тревожные, терзающие воображение сны. В своих работах «Искус», «Мужчина и женщина», «Галантный кавалер» автор гротескным, иносказательным языком повествует о темных сторонах человеческой души, но в то же время мягко иронизирует над людскими суевериями и страхами. Настроению художницы созвучны произведения Александра Журкина — не случайно эти два автора делят одно пространство в галерее. Сюда же прекрасно вписываются их скульптурные композиции: напоминающие древние тотемы глиняные фигуры Ляли Галеевой и изысканные деревянные птицы Александра Журкина.

В творчестве далеко не каждого художника можно ощутить связь с потусторонними мирами, божественной сутью. Именно это отличает Михаила Спиридонова от других живописцев. Его работы «Окно в сад», «Цветок огня» и другие излучают тихий и в то же время нестерпимо ослепительный свет. Картины художника вызывают ассоциации с философскими фантастическими притчами Рэя Брэдбери и фильмами-размышлениями Андрея Тарковского.

Произведения супругов Бориса и Ольги Самосюк имеют неуловимое, почти неосязаемое внутреннее родство при том, что у каждого свой ярко выраженный стиль и своя тематика. Ольга давно увлекается мифологией, на выставке представлены ее цветные графические работы из языческой серии, посвященной древним славянским богам. Борис Самосюк представил свои живописные полотна, среди которых — удивительно гармоничная по цвету, загадочным образом сочетающая в себе яркую

жизнерадостность и тихое спокойствие «Венеция», задумчивые и неспешные «Всадники» на приглушеннокрасном фоне, явившиеся из глубины веков.

Невозможно в одной статье охватить творчество всех художников, каждый из них достоин отдельного очерка. Поэтому скажем буквально пару слов о молодых авторах. Под их произведения отведен солидный объем выставочной площади. Среди них как уже запомнившиеся участием в многочисленных групповых и персональных экспозициях, так и пока что неизвестные широкой публике художники. К первой категории относится, к примеру, эпатажный Евгений Севастьянов, вдохновением для которого часто служит обнаженная натура, в том числе и своя собственная (пожалуй, самой сильной его работой на выставке является автопортрет в красных тонах). Это также дерзкая и яркая Рената Малютина с ее декоративно-лубочным восприятием действительности, неукротимый Тимофей Дорофеев, чье творчество отличает широкий размашистый мазок и открытая цветовая палитра. Кто-то из зрителей восхищается необычной графической серией забавных кроликов Олега Шишкина, в которой прослеживается параллель с небезызвестным мужским журналом, символом которого является это плодовитое ушастое животное. Другие подолгу застывают перед жизнерадостными керамическими фигурами Екатерины Репниковой или расписными деревянными браслетами Оксаны Григорьевой. Третьих привлекает стильная черно-белая гамма графических композиций Светланы Кальдиной и Лизы Зайниевой.

Отдельную нишу в экспозиции занимают изящные витые композиции из металла, созданные в авторской кузнице. Фантазийный журнальный столик под названием «Нептун» - сочетание хрупкого стекла и тяжелой якорной цепи, обмотанной вокруг столешницы, стилизованное под старину огромное зеркало в изысканной раме, кованый пуфик с игриво загнутыми ножками и другие необычные вещицы удачно вписываются в пространство зала, оттеняя своей земной массивностью эфемерность живописных и графических полотен.

Экспозиция «Лестница в небо» будет работать в «Облаках» до середины октября. На нее стоит сходить хотя бы потому, что такого масштабного представления современного изобразительного искусства невозможно увидеть больше ни в одной галерее столицы и республики. По духу это место напоминает знаменитый московский Винзавод. Как максимум — сюда захочется возвращаться снова и снова, поскольку по замыслу владельцев Центра здесь будут проходить не только интересные выставки, но и другие культурные мероприятия: поэтические битвы и театральные постановки, мастер-классы по декоративно-прикладному искусству и встречи с известными музыкантами, вечера аргентинского танго и многое другое.