Умные люди, хорошо знакомые со статистикой, пожалуй, скажут, что ничего не надо делать с Россией сегодня. #Россия всё прекрасно сделает с собой сама.
Есть такой рекламный трюк: у якобы потребителей спрашивают, могут ли они назвать «Бренд номер два» в какой-нибудь узкой нише, где и одному тесно. А затем радостно интересуются, кто же в этой сфере «Бренд номер один»? Естественно, его все угадывают…
Так вот, можете ли вы назвать страну номер два по числу самоубийств (в расчёте на 100 тыс. населения) в Европе? А страну номер один?
У европейцев, кстати, бытует миф, что самые «проблемные» в этом отношении – скандинавы. Но #статистика это опровергает.
Европейский лидер по суицидам – Литва. А вот второе место досталось Российской Федерации.
На карте указаны данные с поправкой на возраст. То есть с учётом того, что у стариков в среднем чаще возникает соблазн свести счёты с жизнью, чем у молодых. Но и в чистом виде распределение мест не меняется: по статистике 2016 года (более свежую ВОЗ пока не представила) в Литве зафиксировано 32 суицида на 100 тыс. жителей, в России – 31.
Конечно, тут появляется два соблазна. Первый – объяснить литовское лидерство проблемами неграждан и посттравматическим синдромом от распада #СССР. Второй – связать российское «серебро» в этом рэнкинге с неправильной политикой Кремля и Владимира #Путина лично. Мол, в экономике вялотекущий кризис, на мировой арене постоянная конфронтация с бывшими партнёрами, а «посткрымский синдром величия» постепенно исчезает, возвращая в печальную реальность.
Но это было бы огромной натяжкой. Потому что динамика суицидов в России – отрицательная. В благополучном 2010 году было 40самоубийств на 100 тыс. населения, в 2016-м – почти на четверть меньше. То есть, простые объяснения тут не прокатывают.
И вот тут, наверное, возникнет разрыв шаблона у либеральной тусовки. Если не #путин и не #экономика, то кто или что заставляет счастливых и гордых россиян добровольно уходить в лучший мир?
Кто ответит?