Найти в Дзене
Заходи на огонёк!

Отец был ей не рад, казнил её мать, а её правление назвали "Золотым веком". Последняя из Тюдоров

Елизавета I (1533-1603), королева Англии и Ирландии, единственная дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн. Из открытых источников интернета
Елизавета I (1533-1603), королева Англии и Ирландии, единственная дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн. Из открытых источников интернета

«Она послужит образцом монархам

Её эпохи и годов грядущих.»

У.Шекспир

Елизаветой I восхищался не только знаменитый Шекспир. Королева – покровительница искусств, королева–девственница, королева– победительница, королева – мать нации, – все эти романтические образы последней из династии Тюдоров веками притягивали и продолжают притягивать писателей, поэтов, художников и сценаристов. Тайны Елизаветы I будоражат умы историков и исследователей. И среди любителей истории немало фанатов этой незаурядной женщины.

Почти сорок пять лет на троне, долгий путь от незаконнорожденной до символа нации – королева Елизавета I, несомненно, фигура в истории Англии значительная и интересная, со сложной и запутанной судьбой, полной загадок и противоречий.

Долгое время Елизавета оставалась идеальной монархиней, великой правительницей – такой образ ей старательно создавали английские историки. Почти полвека её царствования получили название «Елизаветинской эпохи», которую так же именуют «Золотым веком». Всё, чем славится время правления Елизаветы – победа над Непобедимой армадой, небывалый расцвет культуры, торговая и колониальная экспансия Англии, восстановление протестантской церкви (что уберегло страну от религиозных войн) - всё осеняет славой и саму королеву. Возможно ли посягнуть на святое - на гордость нации, на величие и могущество монаршей особы? Некоторые современные исследователи склонны более трезво оценивать как личные качества Елизаветы, так и её успехи на политической арене, признавая, что идеализированный образ Елизаветы - лишь красивая легенда, а «Золотой век» - миф, возникший от недостаточной освещённости этого периода.

Приписываемые Елизавете успехи во многом объясняются её окружением, а иногда ещё и удачей, как, например, в сражении с испанским флотом: штормы и кораблекрушения разметали корабли непобедимой армады, голод и болезни подкосили испанских моряков. Учитывая это, победа англичан не выглядит столь уж убедительной и однозначной. Зато речь Елизаветы перед сражением очень убедительна!

Безбрачие Елизаветы, за которое она получила прозвище «королева-девственница», всю жизнь окутывало монархиню флером таинственности. Оно порождало множество догадок тогда, и продолжает оставаться одной из её тайн теперь. Многие полагают, что это мог быть продуманный, как бы сейчас сказали, пиар-ход. Оставаясь вечной невестой, она использовала перспективы брака как политический инструмент во внешней и внутренней политике. И периоды сватовства с очередным претендентом иногда длились годам, ведь рука королевы Англии была великолепной приманкой для женихов. Но если бы она всё же выбрала какого-либо иностранца, то он скорее всего вовлёк бы Англию в свои политические интриги, что могло ущемить интересы страны. Брак с соотечественником грозил бы фракционной борьбой внутри Англии. К тому же, рождение наследника дало бы лишний повод интриговать против королевы. А пройдя такой нелёгкий путь к престолу, Елизавета вряд ли согласилась бы от него отказаться. Всё это верно и логично, но когда речь идёт о женщине, то можно ли в качестве основного мотива рассматривать политический аспект? Тем более, что существовал брачный договор, в котором было чётко прописано: Англии нужен производитель, не претендующий на корону. Елизавета ни с кем не собиралась делить власть.

Все мы родом из детства, а у Елизаветы оно было непростое. Вряд ли можно назвать счастливым ребёнком девочку, сам факт рождения которой её отец воспринял как огромную неудачу. Генрих VIII ждал от Анны Болейн только сына, ему нужен был наследник. Ради Анны король порвал с Папой Римским, он сделал на неё ставку: династия Тюдоров должна была быть продолжена сыновьями. И вот родилась девочка.

Генрих VIII и Анна Болейн. Из открытых источников интернета
Генрих VIII и Анна Болейн. Из открытых источников интернета

Но дочь у Генриха VIII уже была – Мария, вторая ему была не нужна. И Анна, не оправдавшая надежд мужа, отправляется по сфабрикованному обвинению на плаху, когда Елизавете нет ещё и трёх лет. Такую модель брачных отношений, где от брака и престола недалеко до эшафота, впитывает в себя маленькая Елизавета. А после казни Анны дочь становится лишь ненужным напоминаем о ней, ведь Генрих вновь намерен жениться. Елизавета – ненужная, нежеланная. По настоянию короля парламент издаёт акт, признающий брак Генриха VIII с Анной Болей недействительным, и Елизавета становится незаконнорожденной дочерью короля. Она и растёт вдали от двора, и шансы на престол у неё ничтожно малы (хотя перед смертью Генрих восстановил её в статусе принцессы, и в очереди на престол она стала третьей). Какое же отношение может формироваться у Елизаветы к браку и деторождению? Может ли она стремиться к тому, чтобы стать женой и матерью? Ведь не только её мать сложила голову на плахе, но и Екатерина Говард, пятая жена Генриха VII, так же обвинённая, пусть не ложно, в супружеской измене.

И уже будучи королевой, Елизавета сможет подвести под нежелание сочетаться браком политическое основание: она замужем за нацией, она пожертвовала личным счастьем ради благополучия своего народа. И в доказательство этого королева будет носить медальон с изображением белого пеликана – символа жертвенности: по преданию, он расклевал себе грудь и накормил кровью своих птенцов, умирающих от голода. Причёску Елизаветы так же украшала заколка с пеликаном. Она – мать нации, королева и король в одном лице. Интересно, что и по знаку зодиака Елизавета была «девой», так что по её словам сам Создатель начертал в звёздах её судьбу.

При этом у Елизаветы были фавориты, и она, возможно, всё-таки реализовывала себя как женщина. Об этом говорит её многолетняя связь с Робертом Дадли - графом Лестером, позднее с его пасынком – графом Эссексом. Можно с уверенностью говорить о безбрачии, но нет веских оснований говорить о девственности. Эту тайну Елизавета унесла с собой…

Королева не отличалась красотой, но обладала редким обаянием и жизнелюбием. Говоря современным языком, она обладала харизмой. Начитанная, находчивая и остроумная, Елизавета умела очаровывать и «зажигать» людей своими речами, вызывать у подданных чувство национальной гордости. Хотя порой женщина в ней побеждала королеву: Елизавета бывала капризной и завистливой. Нерешительность в принятии политических решений часто объяснялась её осторожностью: жизнь научила королеву балансировать между различными силами. Не являясь гениальным политиком, она в то же время умела и не боялась окружать себя людьми талантливыми, которые вошли в историю как видные государственные деятели. Прежде всего это Уильям Сесил и Френсис Уолсингем.

Последние годы правления Елизаветы весьма печальны. Королева рано состарилась: к шестидесяти годам она превратилась в старуху. Новые приближённые соперничали между собой и даже её любимый Эссекс ввязался в заговор против королевы. В стране с новой силой разгорались религиозные розни. Ирландцы боролись за свободу от английского господства. Продолжалась война с Испанией, опустошая и без того тощую казну. В стране выдались неурожайные годы, назревал конфликт королевской власти с парламентом. Народная любовь к королеве угасала, а Елизавета теряла интерес к жизни…

Умерла она в Ричмондском Дворце 24 марта 1603, оставив своему преемнику огромные долги.

На её царствование пришёлся расцвет и закат английского абсолютизма. Сама королева превратилась в легенду, в национальное достояние, в символ эпохи.