Найти тему

Слово об АКСАКОВЕ

Слово об АКСАКОВЕ

У нас в Башкортостане сложилось немало новых добрых традиций, многие из которых стали всенародными праздниками, приобрели международное значение. Среди таких знаменательных событий — ежегодное проведение в республике аксаковских дней.

* * *

Во время этого праздника проходят встречи в Уфе и на Бе-лебеевской земле, в селе Зубово близ нашей столицы, в Кармас-калинском районе в местах, связанных с жизнью семьи Аксаковых. Заключает эту содержательную программу большой вечер в Башкирском государственном театре оперы и балета, здание которого в честь нашего земляка раньше называлось Аксаковс-ким домом и было построено на народные пожертвования.

На эти встречи приезжают писатели, дальние родственники Аксакова, исследователи его творчества из разных городов России и зарубежья. Мне довелось участвовать в большинстве этих встреч и выступать на них.

Предлагаю вниманию читателей отрывки из некоторых своих выступлений на аксаковских торжествах в разные годы.

Сергей Тимофеевич Аксаков, живший и творивший у самого истока «золотого века» русской литературы — один из немногих писателей-«провинциалов», сумевших просиять на всю Россию.

История семьи Аксаковых — это незабываемая часть истории России и при этом неотъемлемая страница истории Башкортостана.

Важно отметить, что известность пришла к Сергею Тимофеевичу на склоне лет. В 1856 году, когда вышла «Семейная хроника», Аксакову было уже около 70 лет! А ведь впервые писать он начал в 1805 году. Скромность и требовательность к себе заставляли Аксакова много лет «писать в стол», не обнародуя свои труды.

Его первые книги, пронизанные лиризмом и тонким знанием природы Башкортостана, ему самому казались простыми справочниками. В 1847 году он опубликовал «Записки об уженьи рыбы», а затем в 1852 и 1855 годах еще две книги — «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии». Герои этих произведений несколько необычны — это звери, птицы, рыбы, башкирская природа во всем ее великолепии.

Затем возникают «Семейная хроника» и «Воспоминания», где Аксаков заявил о себе не только правдивым быто- и нравописа-телем, а в еще большей степени зрелым и тонким психологом. В «Детских годах Багрова-внука» автор поднялся до уровня психологичности, подобного произведениям его младшего современника Льва Толстого.

У Аксакова, как у самобытного писателя России и Башкортостана, свой особый, хорошо узнаваемый творческий стиль и удивительно глубокая и своеобразная манера письма. Ведь недаром исследователи вот уже почти два века отмечают способность Аксакова вести сюжет естественно и ненавязчиво. Суть и авторское тавро его стиля — предельная правда жизни, обостренный реализм повествования, глубокий анализ не придуманных жизненных коллизий. К реализму звали писателя и особенности его художественного таланта, которые он все с большей ответственностью начинает осознавать: «Я ничего не могу выдумывать, — пишет он, — к выдуманному у меня не лежит душа...и я уверен, что выдуманная мною повесть будет пошлее, чем у наших повествователей. Это моя особенность.».

В произведениях Аксакова нашли отражение диалектные особенности русского языка, сложившиеся в башкирском крае. Его творчество дает богатый материал для новых литературоведческих и лингвистических исследований. По реалистическим описаниям Аксакова географы, ботаники, зоологи и экологи смогли бы провести очень интересные наблюдения, сопоставляя особенности природного мира Башкортостана в девятнадцатом веке и его нынешнее состояние. В книгах нашего земляка немало материалов и для изучения сложной судьбы башкирских земель.

Моральные принципы акса ковского духовного мира, история взаимоотношений и атмосфера взаи моуважения в его роде и семье являются своеобразным примером в воспитании юных граждан — истинных патриотов России.

Творчество Сергея Тимофеевича Аксакова — это кладезь мудрости, источник нравственной стойкости и верности, любви к родной земле, его произведения несут сквозь века заряд неистребимой веры в человека. Будем же верны заветам нашего великого земляка!

В духовной жизни Башкортостана становится большим событием проведение аксаковских дней.

Иногда слышится брюзжание некоторых людей, которые стараются заложить в души наших соотечественников семена недоверия, подозрительности и недовольства. Мол, не слишком ли участились в Башкортостане торжества и праздники, куда уходят народные деньги?

Не надо быть большим политиком, чтобы увидеть коварную подоплеку этих брюзжаний. Таким людям, которых раздражают наши успехи, праздники и торжества, видимо, хочется видеть в нашей республике трагические конфликты и кровавые столкновения, беды и разрушения. Слава Аллаху, благодаря мудрости и терпению народов Башкортостана у нас сохранился мир и взаимопонимание. Когда так называемые перестройщики и демократы привели к распаду могущественной державы, когда во многих регионах продолжались хаос и разрушение, у нас главным оставалось созидание, у нас продолжалась полная забот, тревог и радостей мирная жизнь. Что же касается наших праздников и торжеств, трудолюбивый и миролюбивый народ многонациональной Республики Башкортостан без нашептываний со стороны хорошо знает, как работать и когда праздновать, на что тратить свои деньги.

Аксаковский праздник называется международным. Но нигде за пределами нашей республики эти торжества не проходят на таком всенародном уровне и масштабах, не находят такой поддержки со стороны руководителей других регионов.

Я повторяю это, чтобы подчеркнуть главное: а суть дела в том, что главным действующим лицом аксаковских торжеств, помимо новых лауреатов и официальных представителей, становится простой и многонациональный народ Башкортостана.

Ведь аксаковский праздник ственности не только как поминовение писателя, но и как символ единства, символ веры, символ всенародной идеи многонационального Башкортостана. И таким он становится в полной мере.

Да и личность Сергея Тимофеевича Аксакова как нельзя более подходит для этого: сам русский, сам славянофил, но предельно уважительно относящийся ко всем другим народам, с особой теплотой описывающий «башкирцев».

Когда-то грозный, свирепый Тамерлан, как называли его — Аксак Тимур, пытался завоевать весь мир. Разрушительные волны его опустошительных походов докатились и до Башкортостана. В роде Аксаковых также есть тюркские корни, фамилия Аксаков в переводе означает хромой. Аксаковы были крупными землевладельцами, им принадлежали обширные башкирские земли. Но самым богатым в своем роде оказался Сергей Тимофеевич Аксаков. Если его семейству удалось у башкир приобрести прекрасные угодья, то он своим пером, своим блестящим талантом завоевал весь Башкортостан, всю читающую Россию, заслужил признание и уважение за пределами своей страны. Мы благодарны писателю за то, что в своих произведениях он увековечил красоту нашего края. В то же время в великой русской литературе именно благодаря башкирский земле засверкало уникальное дарование Аксакова.

В часы досуга я с упоением перечитываю эти дивные строки моего знаменитого земляка: «Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то светло и тихо незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобно яхонтам, нанизанным на нитку. Чудны эти степные реки, все

]

Равиль БИКБАЕВ

емин, соединяющихся узкими и мелкими протоками, в которых только и приметно течение воды. В твоих быстрых родниковых ручьях, прозрачных и холодных, как лед, даже в жары знойного лета бегущих под тенью дерев и кустов, живут все породы форелей, изящных по вкусу и красивых по наружности, скоро пропадающих, когда человек начнет прикасаться нечистыми руками своими к девственным струям их светлых прохладных жилищ. Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля, то белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничника и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою вишнею, зреющею позднее и темнеющею к осени. Свежи, зелены и могучи твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом. И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Уже поспел живительный кумыс, и все, что может пить, от грудного младенца до дряхлого старика, пьет допьяна целительный, богатырский напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости: полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем здоровья покрываются бледные, впалые щеки».

Конечно, при чтении удивительного произведения «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» башкирского читателя могут покоробить некоторые описания. Например, в этих записках есть такие наблюдения: «Журавлей стрелять трудно по разным причинам и никогда не добудешь их много в одно поле, особенно не убьешь одним

зарядом двух или трех. Для этого нужен счастливый случай: со мной случилось таких два». «Мясо старых журавлей всегда сухо и довольно черство, но имеет весьма приятный вкус и запах дичины. Мясо же молодых отлично, мягко и сочно».

Для башкира стрелять в журавля, в своего тотема, в священную птицу всегда было большим грехом. Но нельзя, наверно, навязывать представления и обычаи своего народа другим народам.

Сергей Тимофеевич Аксаков всегда гордился родством с нашей древней, прекрасной и вдохновенной землей, любил ее, с болью и тревогой думал о ее будущей судьбе.

Он правдиво писал о том, что в башкирском крае «за самую ничтожную сумму покупаются целые области», «обыкновенно границы обозначаются урочищами, например, вот так: «От устья реки Конлыелга до сухой березы на волчьей тропе, а от сухой березы прямо на общий сырт, а от общего сырта до лисьих нор, от лисьих нор до Солтанмраткиной борти» и прочее. И в таких точных и неизменных межах и урочищах заключалось иногда десять, двадцать и тридцать тысяч десятин земли! И за все это платилось каких-нибудь сто рублей».

О мастерстве Аксакова — прозаика сказано много. Об Акса-кове-поэте почти не говорят, хотя его творческий путь начался со стихов.

Об особой проницательности Аксакова свидетельствует такие поэтические строки из его «Послания в деревню», написанные 170 лет тому назад. Я хочу прочитать вам отрывок:

О подмосковной я природе,

В досаде слушать не могу!... Засохшей рощей в огороде, Гусиной травкой на лугу, Загнившей лужи испареньем Доволен бедный здесь народ!

И — зажимая нос и рот —

Он хвалит воздух с восхищеньем. Нет, нет!... не там моя весна. Где топь, песок или сосна!

В наш дикий край лечу душою:

В простор степей, во мрак лесов Где опоясаны дугою Башкирских шумных кочевьев С их бесконечными стадами — Озера светлые стоят...

Обильный край, благословенный! Хранилище земных богатств! Не вечно будешь ты, забвенный, Служить для пастырей и паств! И люди набегут толпами,

Твое приволье полюбя...

И не узнаешь ты себя Под их нечистыми руками!.. Сомкнут луга, порубят лес, Вмутят и воды — лик небес!

И горы соляных кристаллов По тузлукам твоим, найдут;

И руды дорогих металлов Из недр глубоких извлекут;

И тук земли неистощенной Всосут чужие семена;

Чужие снимут племена Их плод, сторицей возвращенный; И в глубь лесов, и в даль степей Разгонят дорогих зверей!

Многие из этих прозорливых предсказаний и предупреждений нашего земляка в наш век, к сожалению, стали печальной реальностью. Произведения Аксакова — это завещание потомкам беречь родную природу. Его жизненный путь останется как пример гуманистической и добродетельной личности.