Танк М4 «Шерман» для американской армии, стал как наш Т-34 для армии СССР. Оба были основными средними танками Второй мировой войны, оба продолжительное время воевали во имя интересов своего государства, с одной разницей, что Т-34 не поставлялся по ленд-лизу в США.
Сама разработка среднего танка была обусловлена отсутствием на начало Второй мировой отсутствием средних и тяжелых танков в армии (Танк «М3 Ли» не в счет, он с поставленные задачи изначально не был способен выполнять), и как следствие к разработке основного среднего танка было уделено пристальное внимание, т.к. в дальнейшем на перспективу планировалось на его платформе производить и танки и САУ.
Сам танк имеет моторное отделение сзади, трансмиссию и силовую передачу спереди, и боевое отделение посередине, масса 30,3 т. Силуэт самого танка получился высоким и заметным, минусом такого решения послужил устанавливаемый звездообразный двигатель, к плюсам с натяжкой можно отнести простор в боевом отделении для экипажа.
Производство М4 было начато в начале 1942 года, первые экземпляры имели литой корпус и орудие 75 мм, в последующем модификации M4A1, M4A2, и M4A3 после 1944 года уже имели калибр 76 м. Вообще «Шерманы» годов Великой отечественной не славились бронезащитой (лоб 51 мм, борта и корма 38 мм., лоб башни 89 мм.), а опасный бензиновый двигатель в случае попадания взрывался как факел (таких моментов много в фильме «Ярость», именно связанных со взрывоопасностью бензинового топлива и взрыва боекомплекта). В этом плане дизельный Т-34 и его модификации были безопаснее, да и мощнее: 500 л.с. у Т-34 и 395 у М4.
Первые М4 по ленд-лизу начали поставляться с 1942 года, массово на фронте появился с открытием второго фронта.
Война выявила недостатки в конструкции «Шерманов»: высокий центр тяжести, слабая подвеска, узкие гусеницы (для Европейского климата они не подходили в плане проходимости), бензиновый пожароопасный мотор и посредственное бронирование.
В целом М4 нравился танкистам Красной армии: общее удобство для экипажа, отдельный мотор подзарядки аккумулятора танка, качественно радио- и бортового оборудования.
М4 «Шерман» показал себя как достойный и вполне удачный танк, да и назвали его честь генерала гражданской войны «Уильяма Шермана», американцы любят называть бронетехнику в честь различных офицеров и генералов. Общая низкая эффективность военных действий с участием «Шерманов» была обусловлена тем, что это средний танк, с тяжелыми танками Германии было сложно конкурировать, американцам очень не хватало тяжелого танка во время Второй мировой (попытки закрывать борта бревнами деревьев, лоб и корму мешками с песком были мало эффективны).
В различных модификациях М4 побывал в Великой отечественной войне, в том числе в Японии, Корейской войне, в войне на Ближнем Востоке, Индо-Пакистанской войне. Сам танк состоял на вооружении официально до 1950-ых годов.
Про все модификации «Шерманов» лучше делать отдельную статью – их море, да и про фильм «Ярость» с его участием и Бредом Питтом хотелось бы рассказать в дальнейшем.
Если статья понравилась, то поставьте лайк, подписывайтесь.