Один из самых известных мифов о России гласит: русские — самая пьющая в мире нация. Следующим за ним по-популярности идет прямо противоположный: до революции Россия (Российская империя) была самой непьющей страной в Европе, стояла на предпоследнем месте в мире по душевому потреблению алкоголя в течение трёх столетий с XVII до начала XX века.
И что есть правда, а что — ложь?
Если говорить об общей ситуации, водка — а именно она ассоциируется с повальным пьянством, долгое время на Руси была неизвестна. Исконно русские хмельные напитки — легкие напитки брожения. Сыта (смесь воды и меда которая могла стать хмельной забродив) вино, мед, квас (градус в нем опять-таки, от брожения), сикера, пиво, ол, березовица (бвла трезвая, а была и пьяная — с легким градусом). Вина в Россию завозились из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским.
Но это актуально для периода IX-ХIII веков.
Водка — вернее, виноградный спирт — пришел в Росси не с первого раза. В 1429 году его привезли ко двору князя Василия II Васильевича как лекарство, тогда же его начали разбавлять водой (из-за крепости).
Но очень скоро в России освоили технологию изготовление спирта из зерна. И…началось. В начале 16 века Россия обеспечила водкой (ну, или спиртом) саму себя и даже начала поставлять его (ее) за границу.
Правда, слово «водка» тогда было не в ходу. Хлебное вино — так назывался продукт. Если он имел крепость 38,5%, то именовали вино полугаром. Если меньше — то недогаром.
Страна начала пить. Прием ситуация с пьянством была очень похожа на современную: государственные умы быстро сообразили, что спиртные напитки могут давать отличную прибыль в казну, потому часть населения — лопала, а часть — стенала от пьянства.
Дальше только факты:
1. В 1474 году Иваном III учреждена первая водочная монополия. Чуть позже корчмы заменили «царевыми кабаками», кои сдавались за мзду откупщикам.
2. В 1648 году, при царе Алексее Тишайшем случились первые кабацкие бунты. Причины две — одни требовали отмены монополии на спиртное, другие — просто бунтовали, чтобы не платить кабацких долгов (то есть уже пили)
3. В 1652 году царь, под влиянием патриарха Никона, который видел в повальном пьянстве угрозу, ввел изменения в законах о питие: на Земском соборе боярам и иным землевладельцам было запрещено держать в своих поместьях и вотчинах кабаки, а также вести виноторговлю.
Кроме этого ограничили время торговли вином: во время постов, по воскресеньям, средам и пятницам кабаки закрывались. Работали в понедельник, вторник, четверг и субботу только после обедни и летом — за час «до вечера», а зимой — «в отдачу часов денных» закрывались.
Торговля ночью вином стала противозаконной. Одному выпивохе можно было продать не более одной чарки, в долг и под заклад спиртное отпускать возбранялось.
По жесткости закона уже можно понять размах проблемы.
4. В 1696 году Петром I была введена еще одна монополия, а заодно воскрешена система откупов (одновременно с госпродажей). Пропагандируя пьянство среди аристократии он, тем не менее, боролся с алкоголизмом в среде простого народа. Даже медаль-наказание придумал. за пьянство.
5. Медаль-наказание не помогла: народ выпивал, казна хотела, чтобы народ пил больше. Церковь отлучала пьяниц от причастия, как грибы росли общества трезвости. В 1858–59 годах вспыхнул первый в истории антиалкогольный бунт, прошедший в 32 губерниях России: крестьяне отказывались покупать вино и водку, объединяясь целыми селами. Вскоре это движение захватило и города.
Причина волнений была проста: каждый мужчина в то время приписывался к определенному кабаку. И если он не выпивал «нормы», то недополученную прибыль собирали…со всех дворов. Тут стоит добавить, что в торговле спиртным наступила очередная эпоха откупничества, и торговцы взвинтили цены на «ведро» до десяти рублей.
Так что бунтовали опять-таки по двум причинам — обители выпить — из-за цен, трезвенники — из-за того, что их буквально облагали оброком, заставляя платить за то, что они не покупаюсь для благоденствия откупщиков.
В марте 1858 года министры финансов, внутренних дел и государственных имуществ издали распоряжения: не допускать создания обществ трезвости, а имеющиеся уничтожить. Это послужило спусковым крючком для силовых действий, народ пошел громить кабаки…
Пить продолжали и после бунта. Много пить. И если за аксиому признать, что история — колесо, которое крутится, раз за разом повторяя события в иной обстановке, то и сейчас ситуация один в один. Только кабаки не громят.