Кто такие воины-снузники? Какое оружие и какие доспехи помогали побеждать любую кавалерию Востока и Запада?
Издавна на вооружение и тактику русских воинов оказывало сильнейшее влияние расположение Руси между Европой и Азией. По сути на пересечении и стыке двух разных по своему характеру и вооружению сил – западных тяжеловооруженных рыцарей, привыкших наносить таранные удары тяжёлой конницей и биться на длинных мечах с закованной в броню пехотой, с одной стороны, и восточного степного воинства кочевников, обладающего многочисленной лёгкой конницей, ведущей маневренный бой со стремительными наскоками, ложными отступлениями и массовым использованием мощных луков, но плохо приспособленному к пешему бою, с другой стороны.
Таким образом русским воинам изначально необходимо было в своём вооружении и доспехах сочетать совершенно противоречивые требования, и уметь биться, как с подвижной степной конницей, так и с тяжёлой кавалерией западных рыцарей. А кроме того, выработать две совершенно разные тактики боя, которые были бы эффективны и против западного рыцарства и против лёгкой конницы востока, вооружённой луками и дротиками.
В принципе все эти сложные задачи и русские оружейники, и русское воинство успешно решали, а потому накануне монгольского нашествия княжеские дружинники, являвшиеся элитой русского войска, превосходили и оружием, и умением, как воинов Запада, так и воинов Востока. Об этом, как нельзя лучше свидетельствуют победы Александра Невского, вначале над шведами, а потом над рыцарями Ливонского ордена во время Ледового побоища на Чудском озере. Так в ходе боя со шведами русский князь поразил их предводителя «на лице самого короля оставил след острого копья своего…», победив его в поединке, т.е. одолев в традиционной для западных рыцарей конно-таранной сшибке. Однако мало кто знает, что русский князь не только прекрасно владел техникой боя тяжёлой кавалерии, но и великолепно стрелял из лука, попадая с пятидесяти шагов в кольцо, подвешенное на берёзе, что позволяло ему выходить победителем и против лёгкой конницы кочевников, многие столетия угрожавших Руси с Востока.
Аналогичная ситуация была и на восточных рубежах Руси, где основной угрозой были уже кочевники. Так в 1068 г. к Черниговским землям подошло половецкое войско числом в 12000 всадников. У Сновска их встретила рать Черниговского князя Святослава Ярославича, в которой было всего 3000 воинов, большая часть которых, скорее всего, были из пехотного ополчения "воев". В жестокой битве русские разбили половцев «одни из них были побиты, другие потонули в реке Снове, а князя их русские взяли руками».
Другим примером совершенства русского оружия и ратного искусства можно назвать подвиг Евпатия Коловрата, сумевшего нанести монголам огромный урон, прежде чем те расстреляли его из камнемётов, так и не сумев победить русского богатыря в открытом бою.
Однако, несмотря на превосходство русского княжеского дружинника над монгольским и европейским воинами, главным недостатком русской воинской силы было относительная малочисленность таких воинов.
В ходе столкновения с монголами выяснилось, что подавляющий численный перевес монгольской лёгкой конницы играл в бою решающую роль, и никакие доспехи не могли здесь помочь даже самому искусному воину, вооружённому лучшим оружием своего времени.
Таким образом татаромонгольское нашествие побудило русскую военную мысль к созданию более многочисленного конного войска. Но конный воин всегда считался одним из самых дорогих видов войск, как по экипировке, так и по методике обучения. Если для пехотинца достаточно было щита, копья, топора и умения держать «стену». То конник не мог прикрыться щитом в полный рост и требовал надёжного доспеха, а также, длительного обучения приёмам верхового боя.
Для того, чтобы увеличить численность конницы нужно было с одной стороны удешевлять оружие и доспехи, а с другой – привлечь в ряды воинов более широкие массы населения, а не только воинскую элиту – княжеских дружинников.
Как ни странно, но именно сами монголы подтолкнули этот процесс, препятствуя усилению отдельных русских княжеств. В результате возникла необходимость создания объединённой воинской силы, где основную роль начинает играть новый тип воина – воин снузник.
По сути это был тяжеловооруженный конник, но его оружие и доспехи были приспособлены как для столкновения с европейским рыцарем, так и со степным кочевником, обладая с одной стороны достаточной прочностью и надёжностью, а с другой – были достаточно удобными и лёгкими, чтоб не сковывать движения и не ухудшать манёвренность.
Такое удешевление и облегчение доспехов без потери их прочности приводит к появлению бригантинных доспехов, которые на Руси получили своё название: - «куяк». Такой доспех в основном прикрывал туловище и представлял из себя матерчатую основу с наклёпанными на или под неё металлическими пластинами. Причём были разновидности такого доспеха, учитывающие разную полноту защиты. Так в летописи упомянуты «куяк с рукавы», «куяк с подпазушниками», «куяк с оплечьями». Кольчуги почти полностью выходят из обихода. Кроме того, из употребления выходят сабли, которые в домонгольское время довольно часто встречались в княжествах, граничащих с восточными соседями и Диким полем. Таких, как Рязанское княжество. Теперь в качестве основного оружия воина-снузника используется полуторный меч и длинное копьё с узким бронебойным лезвием.
Также обязательным оружием конника становится лук и сулица. Причём, если на овладение приёмами стрельбы из лука на скаку требовалось значительное время, то научиться метать дротики-сулицы из седла было намного проще. Кроме того, поражающий эффект маленьких копий был намного сильней, и при умелом броске позволял пробить доспех даже западного рыцаря. Поэтому происходит невольное разделение в метательном оружии воинов-снузников на молодых, вооружённых сулицами, и опытных, имеющих мощные дальнобойные луки. И если первые специализируются на метании сулиц, то последние отдают предпочтение стрельбе из лука, а сулицы пускают в дело только на ближних дистанциях. Тем не менее оба эти вида метательного оружия можно было эффективно применять, как против лёгкой конницы кочевников, нанося им большой урон, так и против тяжёлой кавалерии западных рыцарей, изматывая их маневренным боем с нанесением тяжёлых, выводящих из строя, ранений.
Умелое применение разнообразной тактики конного боя нашло своё отражение и в первой победе русских войск над татарами, которая явилась прелюдией к Куликовской битве и которую Дмитрий Донской одержал в ходе битвы на реке Воже. Тогда был применён конный таранный удар, нанесённый по татарскому войску одновременно с трёх сторон. Татарская конница была опрокинута почти мгновенно и бежала, побросав свои копья. Но, что интересно: перед этим боем оба войска простояли на переправе несколько дней, осыпая друг друга стрелами, и если раньше татарские конные лучники имели успех в такой перестрелке и преимущество над русскими, то теперь эффект их применения был почти нулевым. Т.е. русские воины-снузники были способны не только стойко выдерживать интенсивный лучный обстрел степняков, но и наносить им ответный ощутимый урон из оружия дальнего боя, а в таранной копейной атаке просто смели их одним натиском.
Другим важным нововведением в боевом снаряжении конницы стало применение доспехов для лошадей. Вот как об этом сообщает летопись через описание похода князя Даниила Галицкого в 1252 г., когда русские выступили на помощь венгерскому королю в борьбе против Тевтонского ордена:
"Данила же приде к нему исполчив все люди свои. Немцы же дивящеса оружию татарскому беша бо кони в личинах и в коярах кожаных и люди во ярыцах, и бо полков его светлость велика, и оружием блистающася сам же еха подле короля".
О важности такого нововведения рассказывает другая летопись, описывающая поход московско-татарского войска на Новгород в 1456 году, когда московские конные стрелки просто расстреляли новгородскую конницу:
"Вой же великого князя, видевшие крепкие доспехи на новгородцах и начаша стрелами бити по конях их. Кони же их, яко возбесиша, и начаша метатися под ними и с себя збивати их. Они же, не знающе того боа яко омертвеша и руки им ослабеша, копиа же имяху долго и не можаху возднимати их тако, якоже еть обычаи ратном, но на землю испускающе их, а коням бьющимся под ними, и тако валяхуся под кони свои, не могуще сдержати их".
Понятное дело, что сами московские воины-снузники не могли попасть в такую нелепую ситуацию, потому что их кони были отлично защищены от вражеских стрел.
Таким образом, на исторических примерах битв, описанных в летописях, мы можем чётко наблюдать, что именно создание эффективной и относительно дешёвой тяжеловооруженной конницы позволило русским одержать ключевые победы, которые дали возможность не только сохранить независимость средневековой Руси, но и расширить границы Московского княжества, как основы зарождающегося будущего единого русского государства.
И появление тяжеловооруженного конника-снузника, как основной силы русского войска, предопределило и исход Куликовской битвы, когда таранным ударом из засады они опрокинули войска Мамая, и других важнейших боевых столкновений, как с западными, так и со восточными соседями Московского княжества.
Здесь надо отметить, что само слово "снузник" происходит от древнерусского "сънуздьнъ", "сънуз(д)ьникъ" - всадник, верховой, что в свою очередь происходит от старославянского "съноузни" - узда. Но потом изначальный общий смысл слова утратился, и оно стало обозначать только тяжеловооружённого конника.
Именно конники-снузники наносили решающие удары и по немецким рыцарям, закованным в железо, и по татарской орде. Они стали конницей, которой не было равных на любом поле боя, и только благодаря их воинской силе возникло и стало набирать мощь единое русское государство, ставшее надёжным оплотом для всех русских людей.
Если Вам понравилась статья, то не забудьте поставить 👍 и подписаться на канал 👉 РУССКИЙ МЕЧ, чтобы не пропустить новых интересных статей и исторических расследований.
Хотите поспорить с автором? Отжигайте в комментах по полной!