Небольшой город Вытегра расположен на берегу одноименной реки в 15 километрах от Онежского озера и немногим более чем в 300 километрах от Вологды на Волго-Балтийском водном пути – одном из направлений, включенных в маршруты круизных теплоходов крупного туроператора «ВодоходЪ». Как вышло, что город, который от берега Онежского озера, не говоря уже о море, расположен не так-то близко, почти полтора десятка лет привлекает туристов удивительной достопримечательностью – боевой советской подводной лодкой?
Музей «Подводная лодка Б-440» появился в Вытегре неслучайно. В годы Великой Отечественной здесь располагался штаб Онежской флотилии. Кроме того, Вытегра – родина многих российских адмиралов, в том числе конструктора дизельных подводных лодок типа «К» («Крейсерская», ранее обозначалась как КР – «Крейсер Рудницкого») – инженера-контр-адмирала Михаила Алексеевича Рудницкого.
Изначально планировалось, что подводные лодки типа «К» будут действовать в Тихом океане, наиболее подходящем для них, но война заставила использовать «подводные крейсеры» на коммуникациях противника в Балтийском море и у берегов Норвегии. Всего подлодки типа «К», прозванные в войсках «Катюшами» за мощное артиллерийское оснащение, потопили 16 судов и 9 боевых кораблей противника, а повредили 2 судна и 4 боевых корабля. К концу войны уцелели шесть лодок этого типа, которые оставались на вооружении Советского флота до середины 1950-х годов.
Дизель-электрическая подводная лодка ВМФ СССР и России «Б-440» проекта 641 построена на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе в Ленинграде в 1969 году. Ее спустили на воду 16 сентября 1970 года, а 22 декабря над ней был поднят Государственный флаг. В январе 1971 года после сдаточных испытаний она вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й подводной эскадры Северного флота СССР. До 1981-го и в 1983 году «Б-440» выполняла боевые задачи в Средиземном море. 1982-й провела в Баренцевом и Норвежском морях, а в 1984-м бороздила воды Северо-Восточной Атлантики.
Почти 20 лет субмарина находилась в составе эскадры ПЛ Северного флота в городе Полярном, а с 1992 года – на Балтике, где вела поиск боевых кораблей и транспорта «вероятного противника», разведку, несла дозор и т.п. За 31 год (до 2001 года) боевой службы «Б-440» прошла более 100 000 миль.
Круизы с заходом в Вытегру
В 2003 году было принято решение установить списанную из состава флота подлодку в качестве музея Вытегры в память о конструкторе Михаиле Рудницком. В 2003 году началось переоборудование лодки в музей на Кронштадтском морском заводе, а через три года состоялись ее последний поход и швартовка в Вытегре. Для этого в Вытегорском заливе произвели углубление дна. 10 декабря 2005 года «Б-440» стала базой Музея боевой славы моряков. Помимо Вытегры, в России есть всего три подобных музея: в Москве, Санкт-Петербурге и Калининграде.
Большая часть отсеков лодки сохранена полностью, остальные использованы под музейную экспозицию для воссоздания обстановки подводного плавания, рассказа о боевом прошлом лодки и ее устройстве. Нередко экскурсоводами выступают бывшие подводники.
Центральный отсек и нижняя палуба — самые интересные из 7 отсеков лодки-музея. В первом установлен действующий перископ, а внизу расположены исторические материалы по подводному кораблестроению. В экспозицию музея включена коллекция корабельных фонарей «Навигационные огни», проводится экскурс в историю морского костюма. Здесь же – документальные рассказы о трагедии атомной подводной лодки «Курск» и о моряках, служивших на самой «Б-440», «Место службы – океан».