Найти в Дзене
Наталья Захарова

Несколько слов про российских мусульман и их образование

На последней коллегии Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан представитель ФАДН попенял дагестанскому муфтияту за характер насыщенной связи с саудитами по линии образования и финансов. Тем временем в Болгарской исламской академии (это город Болгар в нашем Татарстане, не подумайте на Болгарию) меняют руководство. Понятное дело, что Рафик Мухаметшин (весьма уважаемое и авторитетное лицо в мире ислама, и не только российского) не мог разрываться на два ВУЗа (он также ректор Российского исламского института в Казани). Но при всех административных талантах нового ректора, ВУЗ далеко не в том режиме, чтобы его просто поставить на администрирование, а он бы дальше "цвёл и пах", да и не скажешь, что он успел как-то расцвести, да и не "просто" администрирование теперь будет в ВУЗе. Возвращаясь опять-таки к той самой коллегии в МиннацРД. На мероприятии от представителя ФАДН прозвучала такая фраза, не буду сейчас поднимать записи для буквального воспроизведени
Мечеть в Избербаше
Мечеть в Избербаше

На последней коллегии Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан представитель ФАДН попенял дагестанскому муфтияту за характер насыщенной связи с саудитами по линии образования и финансов.

minnacrd.ru
minnacrd.ru

Тем временем в Болгарской исламской академии (это город Болгар в нашем Татарстане, не подумайте на Болгарию) меняют руководство. Понятное дело, что Рафик Мухаметшин (весьма уважаемое и авторитетное лицо в мире ислама, и не только российского) не мог разрываться на два ВУЗа (он также ректор Российского исламского института в Казани). Но при всех административных талантах нового ректора, ВУЗ далеко не в том режиме, чтобы его просто поставить на администрирование, а он бы дальше "цвёл и пах", да и не скажешь, что он успел как-то расцвести, да и не "просто" администрирование теперь будет в ВУЗе.

Возвращаясь опять-таки к той самой коллегии в МиннацРД. На мероприятии от представителя ФАДН прозвучала такая фраза, не буду сейчас поднимать записи для буквального воспроизведения, но суть была в том, что мусульманам республики (в лице муфтията) ставился в укор чрезмерно обилие зарубежных мусульманских экспертов в Дагестане на фоне постоянных лозунгов о том, что мы поднимаем "наш традиционный ислам": так мы "свой" поднимаем или "чужой" здесь засеиваем?

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин. Kremlin.ru
Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрий Чиханчин. Kremlin.ru

Вчера состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Вот выдержка из их беседы. Полностью диалог можно прочитать на официальном сайте Кремля.

Ю.Чиханчин: Хотел бы несколько слов сказать по НКО. Продолжает иностранное финансирование поступать сюда, и не всё для благих целей. Где‑то порядка 80 миллиардов мы отслеживаем, мы пытаемся понять… В.Путин: 80 миллиардов поступило из иностранных источников?Ю.Чиханчин: Из‑за рубежа, да. Из иностранных, в том числе и тех, которые идут на определённые степени деструктивности.
Мы плотно работаем с ФСБ по каждому. Есть направления, отрасли, куда наибольшее количество денежных средств выделяется, –
это система образования, то есть учебные заведения и прочее. Тут есть картинка по субъектам, показали, какие регионы сегодня наиболее подвержены приходу денежных средств.


Я не ставлю под сомнение слова Чиханчина о деструктивности или конструктивности использования денежных средств, я говорю о том, что образование, контакты сферы образования с зарубежными странами становятся все более напряженной темой на государственном уровне, со всеми отсюда вытекающими выводами и последствиями.
Что в итоге? Очевидно, что с образованием в сфере ислама теперь будет сложнее. Оно и было непросто. Отечественная школа была весьма ощутимо утрачена в советский период.
В постсоветский и далее России
не возникла единая умма, единая школа, единое пространство, вообще какое-либо устойчивое единство. Национальные муфтияты поднимались из небытия, восстанавливались в национальных проектах. Всероссийских или претендующих на то стало "не один", ни один также не стал в полной мере авторитетом для всей российской уммы. Не помогли этому даже такие проекты как ДСМР, КЦМСК и прочие разные фонды.

Дошло до того, что в прошлом году, в Казани на встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководителями Болгарской исламской академии Путин сказал собравшимся руководителям муфтиятов: "Мы говорили об этом много раз с некоторыми здесь присутствующими. Но годы идут, и возраст действующих муфтиев заставляет нас задуматься о том, что нужно готовить смену, но готовить на собственной национальной базе, на основе нашего традиционного ислама".
Но как-то... не пошло...

В.В.Путин На встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководителями Болгарской исламской академии. Kremlin.ru
В.В.Путин На встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководителями Болгарской исламской академии. Kremlin.ru

Не пошло еще и потому, что в ряде регионов ислам уже давно перешагнул состояние "традиционного". Когда я общалась с родителями тех, кто уехал в ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), матери рассказывали, что в определенный момент их дочери начали носить закрытые на арабский манер одежды. "Доченька, мы всегда носили платки, но не так, не надо так", - матери, свекрови пытались отговаривать дочерей и невесток от нетрадиционного для Дагестана, но традиционного для других земель варианта ношения одежды. Вот и всё.. традиции уже давно перешагнули.
Нет, если женщина носит закрытые одежды и это её добровольный выбор, это не плохо, она не становится ни в коей мере от этого экстремисткой. Более того, отмирание старых неэффективных традиций или трансформация их в своевременные - это тоже не плохо, это хорошо, ибо на то они и традиции, чтобы был какой-то состоявшийся вариант, удобный и эффективный для какой-то конкретной ситуации.

В России возрождался ислам. Локально. Каждый возрождал свое, боролся за свое верховенство и приоритеты, сферы влияния. Где-то это были ожесточенные войны, как в Дагестане, где-то была обратная ситуация с нехваткой местных имамов. В Томске, например, две мечети. В одной имам - таджик, в другой - киргиз. Не плохо, просто о каком традиционной школе ислама здесь говорить?

В борьбе за сферы влияния на местах ислам дробился на "традиционный"\ "нетрадиционный", "правильный"\"неправильный", получал порой националистическую окраску, порой артикулировал в общественном пространстве превосходство над другими религиями, всякое было и есть. Меньше всего было шагов к единству. Не на образцово-показательных конференциях, где элиты демонстративно жали друг другу руки, а среди всех подряд обычных мусульман, просто этого не было, люди жили своей регулярной жизнью в том пространстве, где они жили.
Национальная школа ислама не может быть ненаучной. Все термины и понятия должны максимально точно соответствовать исламским реалиям и отечественной религиозной культуре. И вот тут, конечно, мы и обнаруживаем, что у нас этих культур разных весьма немало. Кроме того сегодня очень ощутимо влияние отечественной православной культуры, терминологии, отсюда появилось у мусульман "духовенство", "паства", "соборная мечеть", "прихожане" (мусульмане могут ходить или не ходить в мечеть, но они не перестают идентифицировать себя с той или иной общиной), "Рождество пророка Мухаммада" (есть Мавлид) и т.д.

4 декабря 2017 года резиденцию ДУМ Российской Федерации для встречи с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином посетил временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев.

dumrf.ru
dumrf.ru
Гайнутдин сказал Васильеву: «Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в Республике Дагестан идеологию умеренного ислама». Для этого, по словам Гайнутдина, «в ближайшее время в Дагестане «будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причем с участием приглашенных богословов из арабских стран и Юго-Восточной Азии».


Гайнутдин не знал, что в Дагестане есть кому выстраивать ислам? Знал. Не знал, что в Дагестане есть кому проводить конференции, развивать идеологию ислама? Дагестанский муфтият знал, что от его имени тоже Гайнутдин будет говорить "мы"? СМИ дагестанского муфтията не заставили себя ждать с ответом. Да, это дела давно минувших дней. Но когда Вы последний раз видели Гайнутдина в Дагестане? И сегодня отношения между муфтиятами ощутимо теплее не стали, и это не "роковая случайность", просто так у нас обстоит ситуация с уммой.

В отстаивании своих сфер влияния российские муфтияты не соткали единое религиозное пространство, не создали национальной исламской школы.

Национальная религиозная школа, с учетом её утраченности за советский период, - огромный труд по восстановлению, распространению, развитию исламского знания, на научной, академической основе. С научностью, при всей одухотворенности, в некоторых мусульманских регионах весьма и весьма слабо. При всем богатстве духовного наследия прошлого важно его осмысление в сегодняшнем дне. Ибо мир с тех пор весьма и весьма изменился. И все в нем стало гораздо ближе. И развивать ислам локально, игнорируя других мусульман, игнорируя присутствие других религий и светскости государства - это тупиковый путь.
Обращение к иностранным практикам - это не плохо, но это не может быть без качественного научного отечественного осмысления, это не может превалировать над отечественными культурами, опытом, мыслью. А всё это требует серьезного образования, просвещения, и не только религиозного. А с этим не срослось, потому что время было потрачено на решение локальных вопросов.

И вот уже...
что будет дальше?
Религизация в ближайшее время на спад не пойдет. А это значит..
Конечно, у нас в России и дальше будет возможность получить высшее образование в сфере ислама. Правильность будет определяться государством. И будет обилие местных школ, местных Учителей, что будет в той или иной мере контролируемо или неконтролируемо, допустимо или недопустимо.
Глобализация продолжит диктовать своё, отечественных и отечественное будут продолжать сравнивать с зарубежным, со своими, выехавшими за рубеж, со своими, получившими другое образование, с разными.
Это не создаст единое исламское российское пространство (и в образовательной сфере тоже).
Жесткое ограничение обмена опытом в сфере образования в той или иной отрасли - это риск потери конкурентоспособности. Ослабление конкурентоспособности отечественных специалистов - это потеря авторитета и интереса со стороны молодежи, например.
Кроме этого, у нас есть СНГ. Есть Узбекистан, где сейчас активно развивают Исламский институт имени Аль-Бухари, где учился и Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, и Кадыров-старший, и российский ДСМР весьма успешно с этим ВУЗом сотрудничает. Вариантов много, но возможность самостоятельно развивать высшее образование в исламе российские мусульмане пропустили.

Не берусь оценивать, плохо это или хорошо. Просто вот так вот случилось.

А
вот тут вот по утру пришла мысль, на что сейчас имеет смысл обратить внимание отечественным мусульманам.

Всё будет хорошо.