На последней коллегии Министерства по национальной политике и делам религий Республики Дагестан представитель ФАДН попенял дагестанскому муфтияту за характер насыщенной связи с саудитами по линии образования и финансов.
Тем временем в Болгарской исламской академии (это город Болгар в нашем Татарстане, не подумайте на Болгарию) меняют руководство. Понятное дело, что Рафик Мухаметшин (весьма уважаемое и авторитетное лицо в мире ислама, и не только российского) не мог разрываться на два ВУЗа (он также ректор Российского исламского института в Казани). Но при всех административных талантах нового ректора, ВУЗ далеко не в том режиме, чтобы его просто поставить на администрирование, а он бы дальше "цвёл и пах", да и не скажешь, что он успел как-то расцвести, да и не "просто" администрирование теперь будет в ВУЗе.
Возвращаясь опять-таки к той самой коллегии в МиннацРД. На мероприятии от представителя ФАДН прозвучала такая фраза, не буду сейчас поднимать записи для буквального воспроизведения, но суть была в том, что мусульманам республики (в лице муфтията) ставился в укор чрезмерно обилие зарубежных мусульманских экспертов в Дагестане на фоне постоянных лозунгов о том, что мы поднимаем "наш традиционный ислам": так мы "свой" поднимаем или "чужой" здесь засеиваем?
Вчера состоялась встреча Президента РФ Владимира Путина с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным. Вот выдержка из их беседы. Полностью диалог можно прочитать на официальном сайте Кремля.
Ю.Чиханчин: Хотел бы несколько слов сказать по НКО. Продолжает иностранное финансирование поступать сюда, и не всё для благих целей. Где‑то порядка 80 миллиардов мы отслеживаем, мы пытаемся понять… В.Путин: 80 миллиардов поступило из иностранных источников?Ю.Чиханчин: Из‑за рубежа, да. Из иностранных, в том числе и тех, которые идут на определённые степени деструктивности.
Мы плотно работаем с ФСБ по каждому. Есть направления, отрасли, куда наибольшее количество денежных средств выделяется, – это система образования, то есть учебные заведения и прочее. Тут есть картинка по субъектам, показали, какие регионы сегодня наиболее подвержены приходу денежных средств.
Я не ставлю под сомнение слова Чиханчина о деструктивности или конструктивности использования денежных средств, я говорю о том, что образование, контакты сферы образования с зарубежными странами становятся все более напряженной темой на государственном уровне, со всеми отсюда вытекающими выводами и последствиями.
Что в итоге? Очевидно, что с образованием в сфере ислама теперь будет сложнее. Оно и было непросто. Отечественная школа была весьма ощутимо утрачена в советский период.
В постсоветский и далее России не возникла единая умма, единая школа, единое пространство, вообще какое-либо устойчивое единство. Национальные муфтияты поднимались из небытия, восстанавливались в национальных проектах. Всероссийских или претендующих на то стало "не один", ни один также не стал в полной мере авторитетом для всей российской уммы. Не помогли этому даже такие проекты как ДСМР, КЦМСК и прочие разные фонды.
Дошло до того, что в прошлом году, в Казани на встрече с муфтиями централизованных религиозных организаций мусульман России и руководителями Болгарской исламской академии Путин сказал собравшимся руководителям муфтиятов: "Мы говорили об этом много раз с некоторыми здесь присутствующими. Но годы идут, и возраст действующих муфтиев заставляет нас задуматься о том, что нужно готовить смену, но готовить на собственной национальной базе, на основе нашего традиционного ислама".
Но как-то... не пошло...
Не пошло еще и потому, что в ряде регионов ислам уже давно перешагнул состояние "традиционного". Когда я общалась с родителями тех, кто уехал в ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), матери рассказывали, что в определенный момент их дочери начали носить закрытые на арабский манер одежды. "Доченька, мы всегда носили платки, но не так, не надо так", - матери, свекрови пытались отговаривать дочерей и невесток от нетрадиционного для Дагестана, но традиционного для других земель варианта ношения одежды. Вот и всё.. традиции уже давно перешагнули.
Нет, если женщина носит закрытые одежды и это её добровольный выбор, это не плохо, она не становится ни в коей мере от этого экстремисткой. Более того, отмирание старых неэффективных традиций или трансформация их в своевременные - это тоже не плохо, это хорошо, ибо на то они и традиции, чтобы был какой-то состоявшийся вариант, удобный и эффективный для какой-то конкретной ситуации.
В России возрождался ислам. Локально. Каждый возрождал свое, боролся за свое верховенство и приоритеты, сферы влияния. Где-то это были ожесточенные войны, как в Дагестане, где-то была обратная ситуация с нехваткой местных имамов. В Томске, например, две мечети. В одной имам - таджик, в другой - киргиз. Не плохо, просто о каком традиционной школе ислама здесь говорить?
В борьбе за сферы влияния на местах ислам дробился на "традиционный"\ "нетрадиционный", "правильный"\"неправильный", получал порой националистическую окраску, порой артикулировал в общественном пространстве превосходство над другими религиями, всякое было и есть. Меньше всего было шагов к единству. Не на образцово-показательных конференциях, где элиты демонстративно жали друг другу руки, а среди всех подряд обычных мусульман, просто этого не было, люди жили своей регулярной жизнью в том пространстве, где они жили.
Национальная школа ислама не может быть ненаучной. Все термины и понятия должны максимально точно соответствовать исламским реалиям и отечественной религиозной культуре. И вот тут, конечно, мы и обнаруживаем, что у нас этих культур разных весьма немало. Кроме того сегодня очень ощутимо влияние отечественной православной культуры, терминологии, отсюда появилось у мусульман "духовенство", "паства", "соборная мечеть", "прихожане" (мусульмане могут ходить или не ходить в мечеть, но они не перестают идентифицировать себя с той или иной общиной), "Рождество пророка Мухаммада" (есть Мавлид) и т.д.
4 декабря 2017 года резиденцию ДУМ Российской Федерации для встречи с муфтием шейхом Равилем Гайнутдином посетил временно исполняющий обязанности главы Республики Дагестан Владимир Васильев.
Гайнутдин сказал Васильеву: «Против идеологии только с оружием в руках бороться невозможно. Мы, мусульманское духовенство, анализируя и прошлое, и нынешнее состояние нашего религиозного сообщества, пришли к выводу, что необходимо начать выстраивать в Республике Дагестан идеологию умеренного ислама». Для этого, по словам Гайнутдина, «в ближайшее время в Дагестане «будут организованы курсы повышения квалификации для имамов, образовательные программы для простых мусульман и научно-практические исламские конференции, причем с участием приглашенных богословов из арабских стран и Юго-Восточной Азии».
Гайнутдин не знал, что в Дагестане есть кому выстраивать ислам? Знал. Не знал, что в Дагестане есть кому проводить конференции, развивать идеологию ислама? Дагестанский муфтият знал, что от его имени тоже Гайнутдин будет говорить "мы"? СМИ дагестанского муфтията не заставили себя ждать с ответом. Да, это дела давно минувших дней. Но когда Вы последний раз видели Гайнутдина в Дагестане? И сегодня отношения между муфтиятами ощутимо теплее не стали, и это не "роковая случайность", просто так у нас обстоит ситуация с уммой.
В отстаивании своих сфер влияния российские муфтияты не соткали единое религиозное пространство, не создали национальной исламской школы.
Национальная религиозная школа, с учетом её утраченности за советский период, - огромный труд по восстановлению, распространению, развитию исламского знания, на научной, академической основе. С научностью, при всей одухотворенности, в некоторых мусульманских регионах весьма и весьма слабо. При всем богатстве духовного наследия прошлого важно его осмысление в сегодняшнем дне. Ибо мир с тех пор весьма и весьма изменился. И все в нем стало гораздо ближе. И развивать ислам локально, игнорируя других мусульман, игнорируя присутствие других религий и светскости государства - это тупиковый путь.
Обращение к иностранным практикам - это не плохо, но это не может быть без качественного научного отечественного осмысления, это не может превалировать над отечественными культурами, опытом, мыслью. А всё это требует серьезного образования, просвещения, и не только религиозного. А с этим не срослось, потому что время было потрачено на решение локальных вопросов.
И вот уже... что будет дальше?
Религизация в ближайшее время на спад не пойдет. А это значит..
Конечно, у нас в России и дальше будет возможность получить высшее образование в сфере ислама. Правильность будет определяться государством. И будет обилие местных школ, местных Учителей, что будет в той или иной мере контролируемо или неконтролируемо, допустимо или недопустимо.
Глобализация продолжит диктовать своё, отечественных и отечественное будут продолжать сравнивать с зарубежным, со своими, выехавшими за рубеж, со своими, получившими другое образование, с разными.
Это не создаст единое исламское российское пространство (и в образовательной сфере тоже).
Жесткое ограничение обмена опытом в сфере образования в той или иной отрасли - это риск потери конкурентоспособности. Ослабление конкурентоспособности отечественных специалистов - это потеря авторитета и интереса со стороны молодежи, например.
Кроме этого, у нас есть СНГ. Есть Узбекистан, где сейчас активно развивают Исламский институт имени Аль-Бухари, где учился и Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, и Кадыров-старший, и российский ДСМР весьма успешно с этим ВУЗом сотрудничает. Вариантов много, но возможность самостоятельно развивать высшее образование в исламе российские мусульмане пропустили.
Не берусь оценивать, плохо это или хорошо. Просто вот так вот случилось.
А вот тут вот по утру пришла мысль, на что сейчас имеет смысл обратить внимание отечественным мусульманам.
Всё будет хорошо.