В некоторых европейских странах (в Германии, Франции, России и Австрии) запрещена продажа вещей с нацистской символикой, а тем более нельзя торговать подлинными реликвиями Третьего рейха. Но в Великобритании можно вполне законно продавать такие предметы и, например, выставлять их на аукцион.
Так и поступил Белфастский аукционный дом, объявив среди своих лотов несколько реликвий из личного поезда Адольфа Гитлера: набор столовых приборов, скатерть и салфетки, украшенные свастикой.
Аукционисты назвали эти предметы "исторически редкими" и надеялись выручить за них неплохие деньги: начальная цена столового набора — 20 тысяч фунтов стерлингов (около 1,7 миллиона рублей).
Но вместо прибыли аукционный дом получил только резкую критику: организаторов торгов обвинили в стремлении нажиться на антисемитизме, который снова набирает силу в Европе.
Хейно Шонфельд, директор фонда Холокоста Ирландии, сказал, что он потрясен продажей, и заявил, что подобные предметы должны храниться в музее причём с пояснениями, почему нацизм — это плохо.
"Они должны быть показаны только в контексте, который увековечивает память жертв".
Еврейские общины потребовали снять оскорбительные реликвии с торгов и вместо наживы подумать о жертвах нацистского режима:
"Мы не говорим, что эти предметы должны быть уничтожены. Но нельзя вот так продавать их... Мы находим это ужасающим. Надо подумать о тех, кто выжил в холокосте, о семьях жертв, которые будут огорчены и оскорблены этой продажей".
Аукционный дом пытался оправдаться тем, что продажа полностью законна, и коллекционеры имеют право покупать то, что им захочется. Но евреев эти доводы не убедили — они продолжали утверждать, что торговать нацистскими предметами "хоть и законно, но абсолютно неправильно". Нельзя превращать в фетиш символы расизма, антисемитизма и массовых убийств, настаивали лидеры еврейских общин.
В конце концов Белфастский аукционный дом отменил запланированную продажу:
"Это чувствительный вопрос, и поэтому мы приняли решение отозвать эти неоднозначные предметы с торгов".