Найти тему

Про ремесло преданное забвению.

Говорят, человек ремесло должен знать. С идеалом отца все деянья сверять. В наше время, однако, иначе считают: "Пустяки! Надо золотом лишь обладать!" Омар Хайям

Практически в каждой деревне были мастеровые люди, владевшие разнообразными ремеслами. Однако в области всегда было в большей степени востребовано то или иное изделие нежели остальные. По этому изготовление данного изделия всегда было более предпочтительней.

В этом материале речь пойдет о ремесле, которое своими изделиями не так известно, как скажем Оренбургский пуховый платок или Вологодские кружева. Ремесленник даже не имеет официального названия, есть только название промысла (об этом чуть позже). А ведь без этого изделия невозможно было представить развитие торговли, да и вообще - быт людей как таковой. Но именно торговля была основным стимулирующим фактором для ремесла

Развитие торговли и сама торговля процветала благодаря речному и морскому судоходству. Суда причаливали в портах, доставляя большое количество товаров, который в последствии мог развозиться в разные отдаленные торжища (ярмарки, базары, рынки) не имеющие водных путей. И всему этому корабельному делу и торговому люду требовалось одно очень важное изделие.

Не буду больше томить недосказанностью про «секретное» изделие. Это всего на всего и хорошо всем известная – ВЕРЕВКА. Такая обыденная и простая вещь превращаясь в шнур помогала выполнять разметку. Сама веревка была подспорьем в строительстве - с ней легче было затаскивать бревна при строительстве дома, поднимать шифер на крышу или выкопать колодец. А суда и корабли без веревок и канатов плыть и причалить не смогут. И много-много чего еще можно перечислить где и для чего нужна веревка. Ею груз (товар) крепили, скотину привязывали, гамаки, качели делали, на веревке белье сушили, сети и невода из неё плели

-2

Основное сырье для изготовления веревки был лен или конопля. Сколько всего раньше из них делали, а сколько раньше сажали. Наверное, раньше Россия была мировым лидером по производству этих растений. Казалось бы, что сложного в изготовлении веревки? Посмотришь на нее и все понятно, сплетенная как коса, практически каждый может взять и сделать. Но эта простота обманчива, как и простота сплетенной корзинки. Есть секреты и технология и если не овладеть этим как в любом деле, то не получится качественная веревка, так же, как и корзина.

Я не буду сильно грузить текст технологией, просто в легкой форме и кратко расскажу. Как это делали на Брянщине . Но перед этим сделаю небольшое отступление.

Есть отличительные особенности в технологии изготовления веревки Брянскими умельцами. Развитие данного ремесла было еще до Петра I, т.е. до его указа о расширении льняного и пенькового дела. Еще до Петра Великого во время раскола русской церкви люди не принявшие унифицированность в обрядах, подстроенную патриархом Никоном под Грецию. Оказавшись вне закона, превратившись в изгоев уходил люд в места до куда не могла дотянуться церковная реформа, а так же реформа Крепостного права. Оставаясь или становясь свободными, не предав обряды своей веры. Как вы понимаете речь о старообрядцах

фото взято с Яндекс картинок
фото взято с Яндекс картинок

И многие из них заселялись у водных путей. Эти водные пути и были благоприятной средой для развития ремесла по изготовлению веревок. А постройка флотилий Петром I в те времена просто не могла затронуть эту местность. По этому данное ремесло имело свое обособленное развитие. И опять же кстати, в современных источниках вы не найдете, что веревочное ремесло Брянской области имело место быть с исторических времен.

Странно, ведь хотя бы по тому, что именно Брянскому умельцу во время Второй мировой войны было поручено возглавить завод по производству строп для парашютов наших десантников. Бог с ним, пусть этот факт останется на совести тех кто формирует эти источники. Вернемся к процессу изготовления веревки.

Веревка из натурального сырья не только крепкая. Она не боится ни пресной, ни соленой воды. Поэтому лен до сих пор используют для соединения водопроводных труб. Канаты их пеньки или льна служат сотню лет пока не перетрутся, ведь они не могут истлеть или сгнить .

-4

Сами ремесленники не выращивали лен или коноплю. Хорошо разбираясь в качестве сырья они закупали его у промысловиков данного направления. Это была либо пенька, либо пакля, либо более качественные волокна уже не загрязнённые кострой. Главное при выборе было качество волокон и как можно меньшее количество костры.

Следующий процесс - вычесывание, Во время вычесывания пели песни. Старообрядцев не коснулся весь тот негатив, который в России получили крестьяне после отмены крепостного права. Они были и так свободны, приспособлены к жизни и крепко стояли на ногах. Те, кого не раскулачили - не очень радовались колхозам советской власти. Но после революции во время расчесывания нередко затягивали песню: «Там, вдали за рекой, зажигались огни. В небе ярком заря догорала; Сотня юных бойцов, из буденовских войск, На разведку в поля поскакала….»

И вот сидели, чесали и тянули песни все участники этой операции. И дети пели, стараясь подражать своими детскими голосами отцу или деду. Нельзя не описать еще одну вещь, которая присутствовала при этом процессе. Во время расчесывания материал издавал очень приятный умиротворяющий запах. Спокойно, размерено и без спешки проходило вычесывание.

Следующий этап – плетение жил (нитей). Вычесанный материал (волокна) подвязывался к поясу веревкой. И при помощи станка из волокон плелась жила. Станок состоял из большого деревянного колеса. Размером больше чем у телеги.

На колесо была надета веревка, которая приводила в движение «барашки». «Барашки» — это деревянные чурбачки имеющие пазы – выемку для веревки. На барашках были крючки, за которые можно было зацепить льняные волокна и при медленном вращении подавая материал из-за пояса плелась жила нужной толщины и длины. Как это делает прялка. «Барашки крепились к станку обычно по 4 штуки .

Для скручивания веревки использовалась 3 или 4 жилы. Они одевались на барашки. Другой конец этих жил удерживался мастером. Подмастерье крутил по команде с определенной скоростью колесо. Жилы «докручивались» при необходимости если при плетении была не докручена. Потом ремесленник одевал удерживаемые жилы на малый барашек, который крепился к санкам с пригрузом. Между жилами продевал деревянный крестик, который обычно был отполирован жилами до блеска. Давал команду подмастерью с какой скоростью крутить колеса и начинался процесс скручивания жил через крестик в веревку. От пригруза (саней) до «барашков» у станка.

После этого мастер снимал с барашков жилы ловким движением доплетал кончик и уже насаживал его на один барашек. Эта операция была как бы стабилизацией веревки. Тут уже сам мастер становился на колесо, а подмастерье держал другой конец веревки. Колесо мастер уже крутил в другую сторону нежели это было при скручивании веревки. И именно он определял сколько надо крутить и когда надо остановиться. В этот момент веревка уменьшалась в длине. А по завершению подмастерье должен был растянуть веревку пока она тянется.

И это еще не конец Ведь конец это тоже начало, только с другой стороны.

Веревку необходимо было гладить и причесывать. Для этого брали шматок пакли, смачивали в льняном масле. Крепко-крепко обворачивали веревку и самый сильный кто был в семье у ремесленника протягивал таким утюгом от барашка до другого конца с большим усилием. Нередко для этой работы использовали коня. Т.к. это самая тяжелая работа. Утюг крепили к коню, подмастерье регулировал прижим утюга к веревки и конь гладил таким образом. Это было более качественно. Конь сильнее человека. Но бывало и он не мог справиться с протаскиванием утюга если подмастерье по неопытности слишком сильно пережимал.

После утюга веревка была гладка, масло пропитывала волокна и придавала блеск. Веревка держала форму, можно было взять от края сантиметров 50 – 70 поднять ее вертикально, отпустить конец верхний и она не падала, так и оставалась стоять как палка в вертикальном положении. Сносу не было таким веревкам. Давно таких веревок уже никто не делает. И только память сохранила звук скрутяжегося колеса станка "трррытыты… тррытыты-тррытыты…"

Данные промысел сейчас называется канатно – веревочным. Но ремесленники так себя не называли. Так же как и это изделие они называли себя – Веревочники, так же просто как и само изделие. Сам процесс изготовление веревки - кручение веревки. Наверное из за того что постоянно нужно было крутить колесо.

-5

На этом все. Если вам понравился материал, не забудьте поставить лайк.

Спасибо :)