За два часа можно успеть посмотреть один фильм, прочитать сто страниц книги, послушать скучную лекцию и поесть винегрет в университетской столовой, пробежать полумарафон. А ещё за это время можно долететь из Казани до Усинска – нефтяной столицы Республики Коми.
«ЛЮДИ ХОДЯТ В СЛАНЦАХ И ШОРТАХ… А РЯДОМ – СУГРОБЫ»
Прямое авиасообщение между городами открылось 17 января. В настоящее время рейс выполняется регулярно, два раза в неделю – по четвергам и воскресеньям. «Хотя сейчас холодное время года (низкий уровень пассажиропотока), занятость кресел превышает 50 процентов. К лету, думаю, этот показатель перевалит за восемьдесят», – отметил заместитель генерального директора авиакомпании по коммерческим вопросам Станислав Козленко.
Высокий спрос во многом объясняется низкой ценой на билеты. Рейс «Казань – Усинск» (и обратно) субсидируется из федерального бюджета. Цена билета стартует с 2590 рублей. В северную часть Коми также можно долететь из другого татарстанского города – Бугульмы. Добраться сюда на самолёте с юго-востока республики можно за 5730 рублей.
Всего 120 минут на борту 50-местного CRJ200 – и за окнами уже Крайний Север (кстати, от Усинска всего 400 километров до Северного Ледовитого океана). Суровый характер местного климата ощущается уже на подлёте к городу: из окна видны белоснежные поля с чёрными островами. Тому, кто впервые наблюдает тайгу с высоты птичьего полёта, они могут показаться удивительными. Но когда самолёт опускается ниже, становится понятно: это непроходимые хвойные леса, а между деревьями – будто расчерченные ученической линейкой зимники (утрамбованные снежные дороги, ведущие к нефтяным скважинам).
Считается, что Усинск находится в умеренно-континентальном климате, но по своим параметрам он, конечно, ближе к субарктическому. «Строго говоря, мы боремся со снегом с начала октября по конец мая. Бывает, что и в июне он лежит: вроде плюсовая температура, люди ходят в сланцах и в шортах, а рядом – сугробы. Снега у нас много, и на его уборку уходит немалое количество сил и средств», – рассказал директор аэропорта Александр Туркин.
Воздушная гавань Усинска является одним из семи подразделений компании «Комиавиатранс». Аэропорт небольшой, регионального значения. Ежегодно, по словам директора, через него проходит около 160 тысяч пассажиров. Прямые рейсы совершаются в Москву и Санкт-Петербург, Ухту и Сыктывкар, Екатеринбург и Пермь, а теперь ещё и в два татарстанских города. Кстати, билеты в Казань стоят действительно очень недорого, многие усинцы теперь предпочитают летать в столицу России с пересадкой в Татарстане.
Коми – республика с особыми климатическими условиями. Воздушное судно здесь является одним из основных средств передвижения. Доехать на машине даже до столицы региона (тем более – зимой) решаются немногие, регулярных автобусных маршрутов до Сыктывкара нет, а путь на поезде занимает от 10,5 до 22 часов.
НЕФТЬ – ВСЕМУ ГОЛОВА
Но назвать Усинск отрезанным от цивилизации, скучным местечком, где люди только тем и занимаются, что вечером возвращаются с работы домой, а утром уходят обратно на работу, было бы неправильно. Во время пресс-тура, который организовала компания «ЮВТ аэро», некоторые коллеги-журналисты из Татарстана назвали этот северный уголок Земли городом счастливых людей. Действительно: здесь есть вся необходимая для жизни инфраструктура, люди относительно рано выходят на пенсию (теперь женщины – с 55 лет, мужчины – с 60), а ещё, как ни странно, на улице – чистый воздух (крупные месторождения находятся на значительном расстоянии от города).
По данным 2017 года, в Усинске проживают более 38 тысяч человек. Поговаривают, что слово «нефть» в этих краях младенцы произносят раньше, чем «мама» и «папа». Каждый второй житель города так или иначе связан с нефтедобычей: крупные социальные объекты – спортивные комплексы, скверы, храмы – построены при поддержке нефтяных компаний, улицы названы именами людей, внёсших вклад в развитие Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Здесь функционирует филиал Ухтинского государственного технического университета, где в первую очередь готовят специалистов нефтегазодобывающей отрасли, а в центре города стоит памятник нефтянику, из рук которого капает чёрное золото.
В Усинске качают около 60 процентов нефти от общего объёма, добываемого в Коми. Местное сырьё, кстати, особенное, парафинистое. Для того чтобы преодолеть высокую вязкость, оно разрабатывается с применением тепловых методов воздействия. Увидеть (и даже понюхать) усинскую нефть можно в Музее истории нефтегазовой промышленности Тимано-Печоры «ЛУКОЙЛ-Коми». Здесь в закрытых колбочках на витрине выставлены образцы нефти, собранной на разных промыслах предприятия.
Музей был открыт в 2012 году, поэтому особый упор сделан на интерактивности. Он рассказывает не столько о достижениях компании, сколько об истории нефтяной промышленности региона, которая начинается с XV века. Благодаря достижениям современной науки, у посетителей есть возможность изучить всю технологическую цепочку от разведки и бурения до подготовки и переработки нефтепродуктов.
Настоящее время здесь соседствует с историей. Гордость музея – осколки амфор из древнегреческой колонии Танаис. Жители Балканского полуострова хранили в керамических сосудах нефть, которую называли «нафта» и использовали её в качестве топлива для морских маяков.
В коллекции усинцев также есть метровый бивень мамонта, найденный недалеко от города. Ещё один ценный экспонат – гигантская ракушка-аммонит, переданная музею первым исполнительным вице-президентом ПАО «ЛУКОЙЛ» Равилем Магановым. Эти моллюски жили 65 миллионов лет назад и были ровесниками динозавров. Ракушка расположилась рядом с куклой в национальном татарском костюме – это дар «Татнефти», которой руководит Наиль Маганов.
САПОГИ ДРУЖБЫ
Усинцы рассказывают, что выходцев из Татарстана в Коми достаточно много – всё-таки оба региона сильны нефтяными традициями. Новый рейс, к слову, тоже в основном рассчитан на «вахтовиков» – тех, кто едет на север зарабатывать деньги. Но, приехав сюда на месяц-другой, человек «рискует» остаться на всю жизнь. Таких историй эта земля знает немало.
До 60-х годов прошлого века никакого Усинска вообще не существовало. В 1966-м здесь основали посёлок с одноимённым названием, а в 1975 году поселение было объявлено всесоюзной комсомольской стройкой. Нефтяную столицу Коми возводили силами большой страны. Заместитель директора музейно-выставочного центра «Вортас» Ирина Нащёкина, например, приехала сюда с юга – из Николаева, в качестве художника-оформителя.
«Нам всем было по двадцать-тридцать лет. Жили весело и очень дружно. Денег получали достаточно, но тратить их здесь было особо
негде, поэтому иногда могли себе позволить на день-два слетать в Сыктывкар», – вспоминает она.
Город расположен среди болот. В середине 70-х дороги здесь ещё не были заасфальтированы, поэтому в сырую погоду усинцев, особенно новоиспечённых – тех, кто приезжал из «большой России» без подходящей обуви, донимала грязь. Но местные жители проявили взаимовыручку и разместили на краю дороги «дежурные» сапоги с надписью «Перешёл – поставь на место».
В конце прошлого года обувь из красивой городской легенды превратили в арт-объект – на улице Нефтяников появился памятник сапогам как символу сплочения и единства жителей города. Его высота вместе с постаментом составляет примерно один метр, поэтому зимой под сугробами разглядеть его нельзя, зато можно посмотреть на те самые сапоги в краеведческом музее. Сюда их принесла жительница первого в Усинске многоквартирного дома Софья Ахметова.
ЭСТАФЕТА ПОКОЛЕНИЙ
Вообще, необычных памятников здесь достаточно. Есть даже бронзовый комар – его все в шутку называют символом города. Об этом впервые мы услышали в аэропорту от продавщицы сувениров и сначала приняли за шутку. Но когда увидели засушенного комара с длиной тела не меньше сантиметра в усинском краеведческом музее, стало не до смеха. В знак особого отношения к назойливым насекомым летом жители города даже устраивают фестиваль: люди наряжаются в комаров и шествуют по улицам с песнями и плясками.
Оба памятника были установлены по инициативе местного студенческого сообщества. Это ещё одно подтверждение тому, что СССР не стало, а комсомольский задор усинцы сумели пронести с собой через десятилетия и даже передать своим детям. Впрочем, идеи по благоустройству города исходят не только от молодёжи. Совсем недавно, например, открылся музей боевой славы ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн. Здесь можно посмотреть на настоящие образцы автоматов и гранат, макеты танков, пообщаться с теми, кто был участником важных исторических событий. Нередкие гости здесь и сами ветераны.
«Музей существует в том числе и для того, чтобы ребята могли прийти сюда, излить душу. Понятно же, что война откладывает свой отпечаток на любом человеке, каким бы крепким он ни был», – рассказал председатель усинского Союза ветеранов Афганистана, Чечни и локальных войн Сергей Новосёлов.
В своё время он прошёл «две Чечни». О войне знает больше, чем хотел бы. Сейчас одна из главных задач Сергея в роли общественника – сделать так, чтобы следующие поколения помнили о прошлом страны и гордились своими героями.
«Мы хотим, чтобы наши дети и внуки знали правду хотя бы от нас», – считает руководитель организации. Пожалуй, в этом желании сделать что-то хорошее для места и людей, которые тут живут, и есть квинтэссенция счастливого города. Мы не можем проверить, как было тогда, и не знаем, как будет потом, но в атмосфере Усинска версии «2019» счастье есть.