В предыдущей статье мы рассматривали первый, с христианской точки зрения, пост в Библии — пост Адама и Евы или, точнее, нарушение поста. Но в самой Библии этот эпизод не рассматривается, как пост, это скорее богословская интерпретация. Первое упоминание поста появляется в книге Исход, связано оно с получением Заповедей Моисеем.
И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие. (Исх. 34:28)
Этот пост можно обозначить, как пост в период Теофании (явления Бога). В присутствии Бога Моисей не нуждается в материальной поддержке жизни, Бог, как источник жизни, восполняет все жизненные потребности. Пост Моисея это не призыв поститься, как Моисей, напротив, подчеркивается уникальность этого, выходящего за рамки человеческих возможностей, опыта, источник которого не человек, а Бог.
Пост также рассматривается, как подготовка к Теофании. В книге Царств описывается пост пророка Илии:
И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь; ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (3Цар.19:7-8)
Как и в случае с постом Моисея, пост Илии — результат божественного вмешательства. Вместе с тем это подготовка к встрече с Богом и будущему служению в качестве Его пророка. Пост сопровождается восхождением на гору и принятием божественной воли. Как и большинство пророков Илия хотел отказаться от служения, но библейский Бог умеет убеждать.
Пост-покаяние
Пост Илии подводит нас к пониманию поста, как смирению перед Богом. Именно так рассматривается пост в еврейской традиции. Считается, что единственный пост, установленный законом — День искупления (Йом Киппур). Хотя в самом библейском тексте не используется слово "пост" (tsom), а говорится только о смирении, заповедь данная в книге Левит 16:29-30 считается относящейся к посту.
И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас.
Иудаизм связывает Йом-Киппур с разрушением Иерусалимского храма. Это не только день смирения, но и день скорби и покаяния. Пост длится один день, который проводят в молитве и полном воздержании от еды. В отличие от сакрального поста Моисея и Илии покаянный пост адресован всем.
В Библии всеобщий покаянный пост встречается в книге Царств, Самуил собирает народ Израиля в Массифу для покаяния и поста (1Цар.7:6). В книге Ионы, Иона призывает ниневитян к покаянию и посту за грехи, чтобы Ниневия не была разрушена.
Кроме всеобщего поста, в Библии упоминаются индивидуальные посты за личные грехи или грехи народа. Пост царя Давида (2Цар.12:16), пост Ахава (2Цар.21:27), пророк Даниил постился за грехи своего народа (Дан.9:3). Пост-покаяние сопровождается молитвой, его цель усилить молитву.
Пост-траур
Второе упоминание поста после поста Моисея встречается в книге Судей в контексте гражданской войны с племенем Вениамина, когда сыны Вениамина "положили на землю из сынов Израилевых восемнадцать тысяч человек":
Тогда все сыны Израилевы и весь народ пошли и пришли в дом Божий и, сидя там, плакали пред Господом, и постились в тот день до вечера, и вознесли всесожжения и мирные жертвы пред Господом.(Суд 20:26)
Цель этого поста не только поминальная, но и просьба божественного вмешательства, молитва, попытка получить ответ на вопрос: "выходить ли мне еще на сражение с сынами Вениамина, брата моего, или нет". В книге Судей Бог отвечает на вопрос и предает врагов в руки сынам Израилевым.
Пост как траур описан в книге Царств, Давид оплакивает смерть Саула и его сына однодневным постом. В знак личного траура постился Иов (3:24).
Пост назначался в период всеобщих бедствий для умилостивления Бога (Иер.14:12, Иои1:14). Наверное, это наиболее типичный пост в древности. Нарушение привычной последовательности жизни природными бедствиями, войной или смертью "исправляется" изменением привычного пищевого поведения. Клин клином вышибают!
Ритуальный пост и его критика
Несмотря на то, что в Ветхом Завете можно обнаружить только один установленный законом пост, в древнем Израиле постились чаще, были установлены ритуальные посты, которые осуждались пророками. Критике подвергался не сам пост, а его формальность, отсутствие социальной составляющей. Знаменитый пассаж Исайи в 58 главе:
Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
Восстановление социальной справедливости — это то, чего хочет Бог от человека. Это и есть основная суть поста. Изменение себя, покаяние, помощь ближним. А если хотите поголодать или отказаться от мяса — называйте это диетой.
Продолжение — пост в разных христианских конфессиях.
Г. Тен