Найти тему
starcom68

Музей "Водные пути Севера" в Вытегре

Петрову мысль Мария свершила

Еще будучи в Вытегорском краеведческом музее мы попытались узнать, как попасть в один небольшой, но любопытный музей, расположенный в бывшем здании первой гидроэлектростанции Вытегры. В музее тогда был не рабочий день, но нам пошли на встречу.

Радостные, встречаемся с экскурсоводом на Красной Горке и спешим на осмотр экспозиции "Водные пути Севера" в неурочный час. Пять минут ходьбы и мы подходим к плотине бывшей ГЭС, расположенной на старом Мариинском канале.
Музей открыт в 1982 г. в историческом здании бывшего машинного отделения первой гидроэлектростанции Вытегры. Экспозиция музея посвящена истории строительства и развития знаменитого Волго-Балтийского водного пути, который проходил от Санкт-Петербурга до Рыбинска через целую систему каналов и шлюзов. Часть экспозиции рассказывает о ленинском плане ГОЭЛРО и Вытегорской электростанции.

-2

Через шлюзы на старом русле Вытегры перекинут пешеходный мостик по кратчайшему пути соединяющий два микрорайона Вытегры. Мостик не в лучшем сохране и сам по себе напоминает музейный экспонат, несмотря на относительно молодой возраст. С мостика открывается вид вверх по течению реки, купающихся ребятишек и лодочные гаражи. Где-то там за поворотом расположена новая ГЭС № 31.

-3

Само деревянное здание машинного зала ГЭС выглядит неиспользуемым из-за заколоченных окон. Но такова специфика расположенного в безлюдном месте музейного объекта, даром что за ним находится детский парк. Как показала практика, вытегорцы охочи до вандализма, с этим спустя почти месяц пришлось столкнутся моим друзьям.

-4

Открываем, закрытые на висячий замок двери и попадаем вовнутрь музея.
В музее представлены макеты и фотографии первых деревянных и современных железобетонных сооружений шлюзов; модели кораблей; произведения искусств, связанные с жизнью водного пути. Особенной гордостью музея являются диорамы, на которых изображены процессы стройки шлюза конца XVIII в., а так же работа бурлаков на канале. Вот их то я почему-то не запомнил и не заснял.
Начинаем осмотр музея со схемы Мариинского водного пути, соединившего Волгу и балтийское море еще в самом начале XIX века.

-5

Предшественник Волго-Балтийского канала - Мариинская водная система была сооружена в 1799—1810 гг., переустраивалась в 1890—1896 гг., после коренной реконструкции в 1964 году получила современное название - Волго-балтийский водный путь им. В.И.Ленина или в просторечии - канал.

-6

Мариинская водная систеема протяженностью 1054 версты соединяла бассейн Волги с Балтийским морем. Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей: р. Шексна — Белое озеро — р. Ковжа — Мариинский канал — р. Вытегра — Онежское озеро — р. Свирь — приладожские каналы — р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и Санкт-Петербургского округов путей сообщения.

-7

Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, поставки товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. Строительство системы протяжённостью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I, и заняло 11 лет. Система постоянно переустраивалась и совершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяжённость пути.

-8
 Первые работы по проектированию Мариинской водной системы начались еще при Петре I.
Первые работы по проектированию Мариинской водной системы начались еще при Петре I.
Профиль Мариинской системы
Профиль Мариинской системы
Ниже на схеме представлен профиль Маринской системы после реконструкции
Ниже на схеме представлен профиль Маринской системы после реконструкции
Макет шлюза № 1 Мариинского канала 1810 года. Длина 35 м, ширина 8,8 м, подъем воды 1,4 м. Полушлюз "Деволант" в Вытегре в 1822 заменен на более современный шлюз Св.Сергия.
Макет шлюза № 1 Мариинского канала 1810 года. Длина 35 м, ширина 8,8 м, подъем воды 1,4 м. Полушлюз "Деволант" в Вытегре в 1822 заменен на более современный шлюз Св.Сергия.
Время следования судов по каналу от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляло 30-40 суток. В 1903 году на канале появились первые буксиры. До этого использовались бурлаки или конная тяга.
Время следования судов по каналу от Рыбинска до Санкт-Петербурга составляло 30-40 суток. В 1903 году на канале появились первые буксиры. До этого использовались бурлаки или конная тяга.
Работы по реконструкции и обслуживанию канала
Землечерпательница "Свирская"
Работы по реконструкции и обслуживанию канала Землечерпательница "Свирская"
Землечерпательница "Сиговец"
Землечерпательница "Сиговец"
Камнеподъем на реке Свирь
Камнеподъем на реке Свирь
Макет шлюза № 1 Св. Сергия Мариинского канала 1896 года. Длина 75 м, ширина 10 м. Подпор воды от 1,9 до 3,5 м. Шлюз был расположен в 8,42 верстах от устья Онежского канала. Сейчас остатки этого шлюза можно посмотреть чуть ниже Сиверского моста (1894 года, первоначально разводной), названного в честь графа Сиверса, одного из проектировщиков Мариинской системы при Павле I. На шлюзе располагалась Метеорологическая станция (с 1901 г.) и водомерный пост 1-го разряда.
Макет шлюза № 1 Св. Сергия Мариинского канала 1896 года. Длина 75 м, ширина 10 м. Подпор воды от 1,9 до 3,5 м. Шлюз был расположен в 8,42 верстах от устья Онежского канала. Сейчас остатки этого шлюза можно посмотреть чуть ниже Сиверского моста (1894 года, первоначально разводной), названного в честь графа Сиверса, одного из проектировщиков Мариинской системы при Павле I. На шлюзе располагалась Метеорологическая станция (с 1901 г.) и водомерный пост 1-го разряда.

В августе 1918 года по указанию  В.И.Ленина от 6 июня, с целью оказания помощи при штурме Казани через Мариинскую систему прошли шесть миноносцев: "Прыткий", Прочный", "Ретивый", "Поражающий", "Финн", "Достойный". Первые четыре из них относились к типу "Сокол", "Финн" головной корабль серии "Финн", "Достойный" к типу "Деятельный".
2 августа миноносцы вышли в поход. Через Мариинскую систему первые три шли своим ходом, а «Поражающий» — на буксире. Для уменьшения осадки с них были сняты орудия, на борт было загружено минимальное количество топлива, откачана балластная вода. 24 августа по прибытии в Нижний Новгород на Сормовском заводе 75/50-мм пушки в течение нескольких дней были вновь установлены на миноносцы.

-18
"Прыткий" — русский миноносец, прототип серии из 26 миноносцев типа «Сокол».
До 9 марта 1902 года миноносец именовался «Сокол». С 10 октября 1907 года переклассифицирован в эсминец. Спущен на воду на британской верфи "Ярроу" и включен в списки Императорского флота России в 1895 году. Давал рекордную для своего времени скорость хода в 30 узлов.
"Прыткий" — русский миноносец, прототип серии из 26 миноносцев типа «Сокол». До 9 марта 1902 года миноносец именовался «Сокол». С 10 октября 1907 года переклассифицирован в эсминец. Спущен на воду на британской верфи "Ярроу" и включен в списки Императорского флота России в 1895 году. Давал рекордную для своего времени скорость хода в 30 узлов.
Миноносец "Ретивый" типа "Сокол"
24 августа 1918, после прохождения по Мариинской системе прибыл в Нижний Новгород.
27 августа 1918 включён в состав Волжской военной флотилии, затем Азово-Каспийской военной флотилии. Август-октябрь 1918 участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама. В составе экипажа миноносца в боях на Каме участвовал будущий советский разведчик Рудольф Абель. Участвовал в боях с белогвардейцами в низовьях Волги и на Каспийском море.
Миноносец "Ретивый" типа "Сокол" 24 августа 1918, после прохождения по Мариинской системе прибыл в Нижний Новгород. 27 августа 1918 включён в состав Волжской военной флотилии, затем Азово-Каспийской военной флотилии. Август-октябрь 1918 участвовал в боях с белогвардейцами под Казанью и на реке Кама. В составе экипажа миноносца в боях на Каме участвовал будущий советский разведчик Рудольф Абель. Участвовал в боях с белогвардейцами в низовьях Волги и на Каспийском море.
Миноносец "Поражающий" типа "Сокол".
Отправлен по Мариинской водной системе на Волгу для вхождения в состав Волжской военной флотилии. В 1919 году прошёл ремонт и вошел в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. Участвовал в боях с белогвардейцами.
Миноносец "Поражающий" типа "Сокол". Отправлен по Мариинской водной системе на Волгу для вхождения в состав Волжской военной флотилии. В 1919 году прошёл ремонт и вошел в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии. Участвовал в боях с белогвардейцами.
"Достойный" - эскадренный миноносец типа "Деятельный".
18 июля 1919 года эсминец перевели из резерва в состав Онежской военной флотилии.
20 октября 1919 года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 17 июня 1920 он прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 5 июля 1920 «Достойный» вошёл в состав Морских сил Каспийского моря. В декабре 1920 года участвовал в боях в районе Ленкорани.
"Достойный" - эскадренный миноносец типа "Деятельный". 18 июля 1919 года эсминец перевели из резерва в состав Онежской военной флотилии. 20 октября 1919 года эсминец был отправлен по Мариинской водной системе из Петрограда на Волгу, 17 июня 1920 он прибыл в Астрахань и вошёл в состав Волжско-Каспийской военной флотилии. 5 июля 1920 «Достойный» вошёл в состав Морских сил Каспийского моря. В декабре 1920 года участвовал в боях в районе Ленкорани.
Эскадренный миноносец "Финн", давший название серии кораблей 1904-1905 гг..
"Коммунизм есть Советская власть плюс электрофикация всей страны" - В.И.Ленин. В 1920 году VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО. Согласно ему в 1924-27 гг. в Вытегре была построена первая электростанция на Мариинском канале.
Эскадренный миноносец "Финн", давший название серии кораблей 1904-1905 гг.. "Коммунизм есть Советская власть плюс электрофикация всей страны" - В.И.Ленин. В 1920 году VIII Всероссийский съезд Советов утвердил план ГОЭЛРО. Согласно ему в 1924-27 гг. в Вытегре была построена первая электростанция на Мариинском канале.
-24
Плотина № 1 и электростанция. В 1924 году впервые на канале построена плотина № 1 из железобетона. В 1927 году вошла в действие гидроэлектростанция мощностью 96 квт. К 1936 году мощность доведена до 160 кВт. Для сравнения, современная Вытегорская ГЭС № 31, расположенная примерно в километре выше по течению, выдает мощность 1,52 МВт.
Плотина № 1 и электростанция. В 1924 году впервые на канале построена плотина № 1 из железобетона. В 1927 году вошла в действие гидроэлектростанция мощностью 96 квт. К 1936 году мощность доведена до 160 кВт. Для сравнения, современная Вытегорская ГЭС № 31, расположенная примерно в километре выше по течению, выдает мощность 1,52 МВт.
Вытегорская ГЭС в 50-е годы. Интерьеры машинного зала. Сейчас здесь находится музей.
Вытегорская ГЭС в 50-е годы. Интерьеры машинного зала. Сейчас здесь находится музей.
Шлюз № 1 Мариинского водного пути в послевоенное время. Время прохождения пароходов от Рыбинска до Ленинграда при Советской власти составляло 6-7 суток.
Шлюз № 1 Мариинского водного пути в послевоенное время. Время прохождения пароходов от Рыбинска до Ленинграда при Советской власти составляло 6-7 суток.
Момент открытия ворот шлюза в ручную
Момент открытия ворот шлюза в ручную
Старые шлюзовые камеры стали тесны для новых судов и не справлялись с возросшим грузооборотом.
Старые шлюзовые камеры стали тесны для новых судов и не справлялись с возросшим грузооборотом.

Еще до войны было принято решение о строительстве Волго-Балтийской водной системы
С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Уровень водораздельного канала понизили на шесть метров (до 112,8 м над уровнем моря).
В мае 1961 года состоялось открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) и Белоусовского (№ 2, шлюз № 2, ГЭС) гидроузлов.

Репортад о процессе шлюзовки в Вытегорском шлюзе смотрите здесь.

 Макет нового Вытегорского шлюза № 1.
Макет нового Вытегорского шлюза № 1.
Длина шлюзовой камеры нового Вытегорского шлюза № 1 - 270 метров, ширина 17,8 м, напор 13,1 м.
Длина шлюзовой камеры нового Вытегорского шлюза № 1 - 270 метров, ширина 17,8 м, напор 13,1 м.
Вот здесь можно посмотреть как выглядит Шлюз № 1 в наше время и как происходит процесс шлюзования.
Вот здесь можно посмотреть как выглядит Шлюз № 1 в наше время и как происходит процесс шлюзования.
Схема Волго-Донского канала с моим автопортретом. На профиле хорошо видно как после модернизации сократилось количество шлюзовых камер и увеличился подпор воды в них.
Схема Волго-Донского канала с моим автопортретом. На профиле хорошо видно как после модернизации сократилось количество шлюзовых камер и увеличился подпор воды в них.
Немного о тех кто строил и обслуживал Волго-балтийский канал. Справа вверху Шоничев В.А. - сварщик.
Немного о тех кто строил и обслуживал Волго-балтийский канал. Справа вверху Шоничев В.А. - сварщик.
Макет земснаряда "Ирбен". Возможно это тот самый "Ирбен", который в 1966 году был поврежден взрывом снаряда на Черном море.
Макет земснаряда "Ирбен". Возможно это тот самый "Ирбен", который в 1966 году был поврежден взрывом снаряда на Черном море.
Макет землесоса СЗ-650. Как я понял, 650 это расчетная производительность в кубических метрах
Макет землесоса СЗ-650. Как я понял, 650 это расчетная производительность в кубических метрах
Макет грузового теплохода типа "Волго-Балт". Грузоподъемность 2700 тонн. Длина 140 метров.
Макет грузового теплохода типа "Волго-Балт". Грузоподъемность 2700 тонн. Длина 140 метров.
Вот такой маленький, но интересный музей нам удалось посмотреть в Вытегре на закуску второго дня пребывания, прежде чем отправляться в дальнее плавание по Онеге.
Вот такой маленький, но интересный музей нам удалось посмотреть в Вытегре на закуску второго дня пребывания, прежде чем отправляться в дальнее плавание по Онеге.

Полностью репортаж этого дня в Вытегре можно посмотреть тут.

Оригинал поста смотрите завтра в моем блоге в ЖЖ starcom68

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен