Где-то далеко, в древнейшей части Вселенной, там где зарождаются новые виртуальные миры, царило оживление. Один из Величайших Богов Сети готовился к отцовству.
Событие это стало достаточно тривиальным за последние годы. Бог перестал быть разборчивым в своих связях, поэтому его дети стали появляться на Свет со зловещей периодичностью. Проблема была в том, что рождались они кривыми и кособокими, быстро чахли, а то и вовсе умирали не достигнув совершеннолетия.
А ведь Он был уже немолод. Некогда молодой и сильный, сумевший захватить один из крупнейших виртуальных миров, одолевший своих единоутробных братьев, Бог переживал не лучшие времена.
Совсем юные, малопонятные божки стали вытеснять Истинного Владыку из умов паствы. Они, словно проклятие убиенного старшего брата (Апорт), появлялись ниоткуда и уводили миллионы прихожан в свои социальные пенаты.
И вот наконец появился первый проблеск – будущий сынишка. По всем показателям он должен был вырасти в сильного воина, способного вернуть былое могущество дряхлеющего старика.
Дзен-мертворожденный
О нем я узнал задолго до того, как сам попал в Яндекс.Дзен. Наверное и Дзена тогда как такого еще не существовало. Я читал интервью, то ли Ламбурта, то ли Трабуна, и испытывал двоякое чувство. С одной стороны, меня восхитила простота и свежесть идеи, с другой, грызло ощущение, что люди не до конца понимают за что берутся.
Идея создания персонализированной яркой Ленты, используя всю мощь Яндекса сулила сумасшедшие перспективы. 100 млн. пользователей Рунета, за исключением пожалуй геймеров, сами того не осознавая, жаждали нечто подобное. Особенно радовало то, что Лента могла заинтересовать самую платежеспособную аудиторию – людей среднего возраста. Которые могли ею пользоваться, как в пути на работу (и с неё), так и скучая в своих офисах.
Тогда казалось, что Дзен способен подвинуть не только различные сервисы и блог-платформы, но и сами Поисковики. Ведь Лента Дзена была на пике современного тренда в потреблении информации – поярче, попроще и с минимумом затрат. Оставалось решить две проблемы: как ее представлять и чем заполнять. Обе они блестяще провалились.
Выбор пути
Первое, что делает любой предприниматель, решивший выпустить новый продукт – изучает рынки сбыта и намечает сегмент на который этот продукт рассчитан. Выбрав сегмент, он по максимуму затачивает продукт под него, стараясь завоевать его предпочтения. Все остальное это добавочные улучшения для расширения сегмента.
Невозможно выпустить автомобиль для богатых и бедных одновременно. Нужно четко выделить сегмент, причем взяв за основу низкоконкурентный или уникальный параметр, например, "дорогое авто для аристократов" или "дешевый автомобиль для студентов".
Дзен уже в этом вопросе стал делать ошибки.
Сначала он решил объять необъятное, охватить разом все что только можно. Затем, вроде бы спохватившись, вместо того чтобы делить сегменты по уровню образованности, выбирая между примитивной и интеллектуальной публикой, он разделил их по предпочтениям, сделав упор на ютуберов и инстаграмщиков. Т.е. пошел не путем сбора своей аудитории по уникальным параметрам, а пытался играть на поле противника.
Имея возможность стать сервисом для простаков или умников, он создает гибридное нечто без строгой привязки к аудитории. Умники недовольны примитивом, простаки заумностью, а хваленный алгоритм, который и тематику определить правильно не умеет, разделить тексты на умные и тупые, не может. Пользователь заходит, плюется, и возвращается туда где текстов вообще нет – в Инстаграм и Ютуб.
Казалось бы, ну увидели вы пагубность выбранного пути, начните наконец выстраивать свои правила игры. Прекратите воровать удачные идеи конкурентов и задумайтесь о своих. Но нет, в общую Ленту вводятся нарративы, видеокарточки, гифки и прочая дребедень, делая выдачу еще более размазанной. (Отделить видео и нарративы в отдельную Ленту? Нет, это сложно для нашего понимания.)
Теперь пользователя шокирует не только контент не его уровня, но и его подача. Ткнул в карточку, а это оказался нарратив, заинтересовался названием, а это убогий ролик. Лента превратилась в своеобразное минное поле, где клиент не отдыхает, а внимательно выискивает подходящий материал, в напряжении щурясь, читает мелкий шрифт. (Ну выделите хотя бы цветом различные представления, неужто так сложно и до этого догадаться?)
А тут еще и сайты в выдаче, которые грузятся на порядок дольше внутренних каналов, обвешаны рекламой и не содержат ничего принципиально нового. И тоже никак не выделяются в Ленте.
Получается сервис, который заявлен, как "сервис рекомендаций на основе интересов пользователей" на деле выдает ужасную мешанину. Априори проигрывая тому же Ютуб или Инстаграм в структурировании (юзабилити).
А ведь это мы еще не затронули основу основ убогости Дзена – его алгоритм выдачи.
)