Коренных жителей Сахалина на острове чаще всего называют КМНС (коренные малочисленные народности Севера). Почему люди стали аббревиатурой, ответить трудно. Островные аборигены – люди нескольких национальностей. На севере жили, в основном, нивхи, на юге – айны. Были еще представители других народностей, но самыми многочисленными были именно эти две диаспоры. Айны после завершения Второй мировой войны переселились в Японию и, как говорят, ассимилировались. Нивхи, не сказать, чтобы уж сильно процветают, но власти интересы коренных жителей все-таки учитывают и поддерживают многочисленными льготами и привилегиями, как государственными. Стало быть, устное народное творчество записывать и сохранять стали, по историческим меркам, совсем недавно.
Недавно в руки попала книга «Нивхские мифы и сказки». Фольклор собрала Галина Отаина, уроженка Хабаровского края, ученый-этнограф, нивха по национальности. В издании собраны 14 тылгу (преданий) и 13 нгызит (сказок).
Сразу скажу, читать эти сказки деткам на ночь рекомендовать не буду. Они очень специфические. Мы привыкли, что в сказках идет борьба со злом, и положительные герои обязательно оставят поле боя победителями. У нивхов все не так однозначно. Герой может пройти испытание потусторонним миром, вернуться в мир живых и погибнуть. Практически нет знакомых для нас сказочных окончаний – «стали они жить-поживать, да добро наживать». Скорее встречаются простые, но трагичные финалы, типа «в конце они все умерли».
Нивхи считаются рыбаками, но и охота им не чужда, а потому в сказках звери лесные, речные и морские очень часто становятся действующими лицами. Люди также легко меняют человеческую личину на звериную и наоборот. И этот переход случается легко и просто.
Так же, как и в привычным нам сказках, в нивхских преданиях очень плохо живется сиротам, если их возненавидит, например, махеча. Вот история третируемой девочки, которую заставляли ночью носить из реки в дом воду. Над ней сжалилась Луна и забрала к себе, теперь сироту можно увидеть вместе со щенком в полнолуние на спутнике Земли, считают нивхи.
В нескольких сказках рассказывают про бесчинства каннибалов, поедающих то случайных гостей, то рыбаков, попавших в шторм на остров, где живут поедатели человечины.
Героями сказки могут стать и испражнения. Вот история без названия про то, как шило пошла искать приятеля – травяной сноп. И встретила мочу.
«И вот шило и моча отправились вместе на поиски. Шли, шли и увидели кал». И дальше они пошли втроем, встретили собачий череп, а потом и точильный камень. Когда устали, набрели на тарыф (зимнее жилище), и ночью пришел к ним злой дух. «Они отдыхали, и вдруг кто-то похожий на злого духа пришел. Войдя, протопал – топ-топ – и уселся прямо на шило. Тут он от испуга поскользнулся, наступил на мочу, рукой за кал схватился.
- Тьфу, пакость!
Побежал к двери. Собачий череп хвать его за ногу - (похожий на злого духа) бряк и упал, уцепился за дверь, а сверху точильный камень свалился на него и убил». И после этого они нашли травяной сноп.
В общем, чтение нивхских сказок можно рекомендовать людям взрослым, бесстрашным и не брезгливым. Трудно назвать знакомство с эпосом этого народа приятным занятием (мое субъективное мнение), но оно очень занятно. Это если вам посчастливится отыскать книгу Галины Отиной. Она была выпущена в 2010 году. В выходных данных тираж не указан.