Найти тему
Время,вперед!

Реальная история герцога Бекингема(ч.1)

Имя этого скандального английского герцога навсегда увековечил для нас великий бытописатель эпохи Александр Дюма-отец, запечатлев в умах романтизированный образ английского политика, придав событиям настолько неожиданную интерпретацию, что знакомство в историческим лицом способно вызвать, у неподготовленного читателя оторопь. Страдающая взаперти французская королева Анна Австрийская жена легкомысленного Людовика XIII, ревность кардинала Ришелье, алмазные подвески, неожиданное убийство английского вельможи В Портсмуте офицером Фельтоном в 1628 г. - такова ли история реального Джорджа Вильерса, герцога Бэкингемского, представшего перед читателями в образе страстного, прекрасного, отчаянного любовника французской королевы.

Будущий политик родился в дворянской семье в поместье Бруксби близ графства Лестершир 28 августа 1592 года. Отец его, не относился к придворной знати, хотя вел свой род от норманов, появившихся в Англии во времена Вильгельма Завоевателя. Французская ветвь этого рода сумела возвыситься весьма существенно - знатные Вилье де Лиль-Аданы имели с роду в XV веке известного маршала, а в XVI – Великого магистра Мальтийского ордена. Английская ветвь до появления Джорджа Вильерса не смогла похвастаться чем-то подобным, хотя занимала у себя в графстве Лестер достойное место. Герб Вильерсов был составлен из четырех расположенных крест-накрест серебряных и красных полей, украшенных пятью золотыми раковинами.

Мать Бекингема была выдающаяся красавица, от которой он унаследовал свою притягательную внешность, необыкновенные карие глаза, которые по отзывам современников становились то непроглядно черными, то прозрачно янтарными в зависимости, от обуревавших душу настроений. Сама леди Мэри, так же принадлежала к древнему роду средневековых выходцев из Франции. Урожденная Бомон обладала живым подвижным умом, была сказочно красива, но бедна. В юности ей пришлось служить компаньонкой у богатой родственницы. Этот неприятный опыт не прошел для неё даром - там она познакомилась с сэром Джорджем Вильерсом, вполне обеспеченным вдовцом с пятью детьми. История говорит о том, что пара прожила шестнадцать лет в любви и согласии до самой смерти мужа 4 января 1606 году, родив троих мальчиков и девочку. Дочь Сьюзан не привлекала к себе много внимания, старший сын, Джон, был «слаб телом и духом», слабым здоровьем отличался и младший Кристофер. В то время, как средний Джордж, оказался здоровым и сильным, блестяще учился, любил спорт и тем самым привлекал к себе заинтересованное внимание окружающих.

Склонная к авантюрам и понимавшая, что в Англии XVII века одинокая вдова не сможет занять значительное место в обществе, леди Мэри сама вышла замуж вновь, сначала за сэра Уильяма Рейнза, а овдовев, – за мелкопоместного дворянина Томаса Комптон. Этот брак был построен на соображениях чистой выгоды. Комптон был богат, и лишь поэтому утонченная леди Мэри была готова терпеть рядом этого деревенщину и пьяницу.

Леди Вильерс понимала, что большое будущее ждет только её среднего сына. Мечтая удачно пристроить его женитьбой, обеспечив тем самым Джорджу будущее, она потратила большие деньги на его образование, отправив сына учиться во Францию. В те годы Франция еще не стала той великой Францией, какой спустя всего каких-то пятьдесят-шестьдесят лет ее сделали Ришелье, Мазарини и Людовик XIV. Она бледной тенью стояла рядом с рядом с переживавшей свой золотой век Испанией. Однако после умиротворяющего правления Короля Наварры Генриха IV, получившего прозвище "Беарнец", Франция ещё сияла светом Возрождения, привлекая образованную часть европейской знати. Успехи Джорджа в фехтовании, верховой езде, танцах, приобретенные им тонкие манеры выделяли его из погодков, обращая на себя внимание. Во франции он познакомился со своим сверстником Джоном Элиотом, который в те же годы изучал во Франции право, будущим государственным деятелем Англии.

Вернувшись в Англию, сын леди Мэри её хлопотами оказался при королевском дворе. Тут в его жизни произошел эпизод, который до сих пор по-разному трактуют историки. Молодой Вильерс влюбился в 18-летнюю Энн Эстон (Эштон), дочь недавно умершего и оставившего дочери немалое наследство шотландского дворянина, смотрителя королевского гардероба сэра Роджера Эстона. Опекуны девушки, чтобы обезопасить её от охотников за большим приданым, стали требовать гарантий содержания жены в размере 80 фунтов стерлингов в год. По одной версии сумма была слишком велика для молодого Джордж. По другой версии честолюбивая мамаша не допустила этот брак, надеясь подобрать своему сыну более престижную невесту. К великому огорчению влюбленным пришлось расстаться. Существует и третья версия этого разрыва, злые языки приписывали его вниманию короля Якова I, известного своими нетрадиционными наклонностями, которому камергер короля сэр Джон Грэм не раз поставлял фаворитов. На этот раз взгляд камергера упал на молодого Вильерса. Отказавшись от возлюбленной Энн и карьеры богатого провинциального дворянина, Джордж скоро оказался в доме Джона Грэма, начав стремительно делать карьеру при дворе. Возможно и Энн Эстон не сильно страдала, по крайней мере известно, что вскоре она вышла замуж и больше не появлялась в жизни будущего Бекингема.

Король Яков, по уверениям современников, питал сильную слабость к красивым молодым людям. В 1614 году ему стукнуло 48 лет его потребность держать при себе конфидента, компаньона- фаворита и советника в одном лице, была хорошо известна при дворе. В ту эпоху английский двор, как впрочем и остальные дворы Европы, состоял из партий с влиятельными персонами во главе из высших чиновников, имевших весьма разнящиеся взгляды на внутреннюю и внешнюю политику Англии. К тому же, знатные вельможи не чурались руководствоваться, кроме прочего, соображениями собственной выгоды. Проблема отношений с католиками и союз с Испанией в 1614 году вызывали при английском дворе наибольшие разногласия, разделив, по-сути, двор на «испанскую», прокатолическую, и «протестантскую», враждебную Испании, группировки. Перевеса в Тайном королевском совете добивалась с переменным успехом каждая из враждующих группировок. Получить своего фаворита рядом с королем мечтала каждая партия.

Король Яков I, хотя и был сторонником союза с Испанией, просто проигнорировать мнение партии противников этого союза не мог. Он понимал значение неустойчивого равновесия, сложившегося при дворе и резонно полагал, что было бы неосторожно допустить явное преобладание одной из партий. Фаворитом короля на тот момент был молодой шотландец Роберт Карр или Кер , как он называл себя на шотландский манер. Политическим наставником Карра в придворных интригах был его друг Томас Овербери. Он ловко подсказывал фавориту, какую позицию занимать в Тайном совете, как вести себя с королем и придворными. Карр вскоре получил от Якова I титул графа Сомерсета, принял при дворе должность лорда-камергера и женился Фрэнсис Говард, дочери графа Суффолка, одного из предводителей «испанской» партии. Партию протестантскую , конечно, не могло устроить такое положение дел. Возникла идея подорвать влияние «испанцев» и в том числе Суффолка и Сомерсета, предложив королю другого более молодого и красивого кандидата на роль фаворита.

Хитроумную комбинацию задумали камергер сэр Джон Грэм и королевский секретарь сэр Томас Лейк, остановившие выбор на Джордже Вильерсе. Лейк дал молодому человеку требуемую для приведения в достойный при дворе вид сумму денег, а Грэм приложил все усилия, чтобы привлечь к персоне нового фаворита внимание который по деликатному выражению Кларендона, будущего тестя короля Якова II и деда двух английских монархов, «обладал натурой и склонностями, заставлявшими его проявлять интерес к лицам, одаренным достоинством красоты».

Лейк, заручившись согласием короля, купил для молодого человека при дворе скромную, но позволявшую всё время быть на виду подле государя, должность виночерпия. И она стала первой ступенькой иерархической лестницы по которой с таким воодушевлением взлетел столь высоко и умело провинциальный дворянин из Лестершира Джордж Вильерс.

Продолжение следует....