Найти в Дзене
SALT.ZONE

Не помойка: как Архангельская область защищается от ввоза отходов из других регионов

Представители архангельского мусорного протеста рассказали про дежурства на Шиес и планы на будущее

Фото: Александр Бобылев | «ВКонтакте»
Фото: Александр Бобылев | «ВКонтакте»

На 7 апреля запланировано проведение очередного всероссийского экологического протеста. Одни из ярких его участников — жители Архангельской области, которые выступают против строительства экотехнопарка на станции Шиес. Активисты заявляют: «Поморье — не помойка» и не согласны с ввозом мусора из Москвы и других регионов. Не так давно на территории будущего полигона стартовала круглосуточная вахта противников его строительства — люди останавливают технику. Еще часть неравнодушных не теряет надежды провести референдум. В рамках подкаста восстановили хронологию архангельского мусорного протеста, вспомнили про массовые акции этой зимы и узнали, какое давление оказывается на тех, кто «против».

Слушать подкаст полностью на SALT.ZONE и в iTunes.

_____________________________________________________________________________________

Елена Калинина — активист общественного движения «Поморье не помойка», председатель инициативной группы по проведению референдума:

Мы понимаем, что практически все, что мы делаем де юре — жалобы, еще что-то — практически не имеет никакого действия. Сейчас пошли какие-то суды по остановке [работ по строительству мусорного полигона на станции Шиес]. Ростехнадзор включился в процесс активно. Может быть это и будет когда-то иметь эффект, но уже тот момент, когда люди не готовы ждать. Слишком долго длится момент, когда можно юридическими способами это остановить.
Поэтому сейчас тот процесс, когда люди собираются непосредственно на этой стройке. Останавливают бензовозы, чтобы стройка не могла функционировать. Когда едут бензовозы, люди встают прямо на дороге. Плюс ко всему, сейчас на саму стройку попасть немного сложнее. Есть лес, в лесу стоит странный забор. Чтобы попасть на эту стройку, надо сначала под забором отрыть снег и проползти. Тут же рабочие придут, его обратно зароют. Чтобы обратно проползти, надо вновь этот снег отрыть. Вроде, кажется, банальная работа. Но ощущение противостояния, это та составляющая, без которой никак. Если мы успокоимся, уедем и нас там больше не будет — думаю, в марте-апреле просто пойдут вагоны с мусором.
По поводу референдума. От референдума мы не отступаемся. И мы не скажем, что у нас стопроцентная уверенность, что он когда-то будет. Но не воспользоваться этой возможностью, наверное, глупо. Поэтому сдаем [документы], нам возвращают обратно, снова сдаем — это без конца и края. Сегодня мы в очередной раз сдаем пакет документов. Юристы работают над тем, чтобы было как можно меньше оснований отказать нам в проведении референдума.
Надо понимать, что это единственный оставшийся на территории Российской Федерации механизм прямой демократии. Никаких других механизмов у нас на самом деле нет. Нас никто не слышит. И опыта его [референдума] проведения нет. Это даст возможность, самое главное, остановить привоз на север мусора из других регионов. А большая задача этого референдума — все-таки сделать прецедент. У нас в одном из интервью губернатор так и сказал: «Вот вам позволь референдум провести, вы будете его проводить по любому поводу». И они этого боятся. Это определенное волеизъявление народа. Поэтому да, мы хотим провести референдум, чтобы по любому поводу мы могли проявить свою волю.
Очень много всего не могу рассказать по одной простой причине — чтобы не подводить активистов. Мы же прекрасно понимаем, что есть определенный момент давления. Прекрасно понимаем, что если скажем вам сейчас во сколько мы поедем, стопроцентно где-то нас тормознут, где-то не позволят проехать дальше или хотя бы задержат. Когда проводился митинг на улице Дрейера, единственная дорога, по которой можно туда пройти, это железнодорожный мост. Все люди шли именно по этой дороге. И нам еще накануне было оповещение: «Ребята, там будет ДТП. Будет спланировано ДТП». И ДТП на самом деле было. Перед самым митингом вдруг происходит это ДТП странное, и 40 минут никто не едет.
Ближайшие планы — это опять общероссийский протест, который намечен на 7 апреля. Вероятность того, что нам дадут какие-то центральные площадки, мала. И вопрос сейчас встает очень серьезно по одной простой причине — население находится в таком состоянии, что оно не готово идти ни на Дрейера, которую предложили, ни на второй Лесозавод — куда-то далеко. Оно готово идти высказать свою точку зрения только на центральную площадь к зданию правительства. Если правительство не даст этого места — очень сложно оценить, что будет происходить, как люди к этому отнесутся. Власть может делать такие вещи — когда она сама же заставит людей нарушать законы. Люди не готовы идти на Дрейера на этот раз.
Самый лучший вариант развития — это когда власть опомнилась и не захотела никаких катаклизмов в своем регионе. И предложила всем именно центральную площадь. Это самый лучший вариант развития событий, и для власти тоже. Это более спокойно, разумно и население может это расценивать как: «Нас услышали наконец. Наконец-то у нас хотя бы маленькая победа». Самый худший вариант — это когда все собрались и вышли на площадь без спроса. Можно мирно собраться на площади, но если власть совсем «разбудит лихо», то мы не знаем, как люди соберутся. Что будет, какие последствия могут быть.

Александр Песков — активист общественного движения «Поморье не помойка»:

Все началось с того, что летом прошлого года было заявлено о реализации инвестиционных проектов, которые предполагают здесь размещение московских отходов производства и потребления. Это вызвало у местных жителей волнение. Люди до конца не понимали, что это из себя представляет. И как раз начались работы на станции Шиес в Ленском районе. Ранее эта станция состояла буквально из нескольких строений небольшой площади. В июле началась массовая вырубка леса, потом начались различные работы. В августе приехал эшелон со строительной техникой из Москвы. И тогда многие уже стали догадываться. Ближе к осени, когда появились первые презентации и какая-то информация из неизвестных источников, люди уже были твердо убеждены, что здесь будет захоронение московского мусора, переработки не предполагается. И на сегодняшний день также существуют опасения, что будут мусоросжигающие заводы. Вообще планируется достаточно большое количество подобного типа технопарков, но Шиес стал первым показательным примером. То есть стройка уже идет, но нет проекта, нет общественных слушаний, работы идут с многочисленными нарушениями, что даже надзорными органами подтверждается.
С этого момента можно сказать, что Архангельская область присоединилась к «мусорному параду», когда Москва пытается то в один регион перевезти мусор, потом в другой. Где-то она наталкивается на протесты, где-то на законодательные изменения. У нас, к сожалению, областное правительство не желает вести диалог с людьми. Пытается эти проекты как можно скорее продвинуть. Люди уже разочарованы. Они не верят, что создание комиссии может как-то изменить ситуацию. Да и то, если раньше это было актуально, то сейчас уже не очень. Также общественные слушания, которые, например, проводились в Северодвинске, проводились с нарушениями. По Шиесу общественные слушания не проводятся, с большими скандалами проводились презентации. Люди сейчас активно участвуют в протестных акциях. В данные дни идет топливная блокада на станции. Люди пытаются преградить движение техники на станцию. Примерно 14 числа планируется массовый приезд людей на станцию. Можно сказать, что идет гражданская война. Настроения у людей сейчас такие, что они готовы физически останавливать это строительство.
Нас часто власть обвиняет в том, что в нас нет конструктивных предложений. Мы направили уведомление на проведение в Архангельске акции по сбору вторсырья с граждан. Ранее экологические движения, которые этим занимались, проводили это в пригороде. И эти акции, пусть и были немногочисленные, но достаточно сильно привлекали внимание общества. Теперь мы решили объединить усилия, расширить масштаб акций и уже проводить их в черте города. Также у нас планируется проведение референдума. Ведется работа по юридической оценке тех или иных нормативных актов. Может быть, нам удастся отзывать отдельных депутатов от округов, чтобы поменять расстановку сил в областном парламенте. Может быть, нам удастся провести какую-то законотворческую инициативу, так или иначе ограничивающую планы областного правительства. И мы добиваемся, чтобы нам показали проект технопарка. Чтобы была проведена экологическая экспертиза. На ближайшие дни планируется второе заседание суда по иску Ростехнадзора к ООО «Технопарк» по акту строительства на станции Шиес. Ну и 14 числа активисты массово едут на станцию, чтобы самим увидеть масштабы строительства и как-то воздействовать на происходящее там.