Найти в Дзене

Глава "Нафтогаза" обвинил Германию в лишении Украины газового транзита

Оглавление

МОСКВА, 12 мар — РИА Новости. Украина может остаться без транзита российского газа из-за действий Берлина, Москвы и части украинских политиков. Такое мнение выразил глава "Нафтогаза" Андрей Коболев.

По его словам, компания прикладывает "максимум усилий" к тому, чтобы транзит сохранился после 2019 года.

Поэтому, по его мнению, подход к обновлению украинской газотранспортной системы должен быть "взвешенным и ответственным".

Руководство "Нафтогаза" постоянно говорит о том, что Украина может остаться без транзита. Так, на прошлой неделе Коболев заявил, что введение в строй газопроводов "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" сделает украинскую ГТС невостребованной.

Таким образом, по словам Коболева, Киев потеряет сдерживающий фактор против "российской агрессии", а вероятность военного конфликта, в свою очередь, значительно увеличится.

Исполнительный директор компании Юрий Витренко, со своей стороны, считает прекращение транзита в 2020 году наиболее вероятным сценарием, так как с "Северным потоком — 2" у России не будет необходимости использовать украинский маршрут доставки газа в ЕС.

По его оценке, лишившись транзита, Украина потеряет примерно четыре процента ВВП.

Транзита

Вопрос о сохранении транзита российского газа через Украину обсуждается на трехсторонних встречах России, Украины и Еврокомиссии. Последняя из них прошла в Берлине в январе. Тогда ЕК предложила подписать контракт на срок более десяти лет, а объемы сделать привлекательными, в том числе для инвесторов, которых будут приглашать для модернизации украинской ГТС.Однако никаких договоренностей стороны не достигли. Продолжить обсуждение планируется в мае. При этом украинское правительство ставит перед "Нафтогазом" задачу обеспечить продолжение транзита после 2019 года. Как заявил премьер-министр Владимир Гройсман, это будет предусматривать новый контракт, который заключат с главой нефтегазовой компании.Нынешний контракт председателя правления "Нафтогаза" истекает 22 марта, с 23-го правительство собирается объявить конкурс на замещение этой должности. Ранее Гройсман говорил о том, что контракт с Коболевым не продлят, поскольку в нем предусмотрены слишком большие премии. Сам Коболев заявил, что увольняться не собирается.

-2

"Лупить с украинцев три шкуры"

Слова Коболева о "максимуме усилий", которые "Нафтогаз" прикладывает для сохранения транзита, прокомментировал политолог, лидер движения русских украинцев "Парус" Юрий Кот. По его мнению, "максимум" делается для того, чтобы увеличить зарплаты и премии "информационным диверсантам, провокаторам в украинской власти", а задача на самом деле — не заниматься вопросами увеличения достатка рядовых граждан Украины, а "лупить с украинцев три шкуры"."При этом, конечно, делая вид, что они борются с "великим и страшным агрессором" — Россией", — сказал Кот в эфире радио Sputnik.К числу врагов украинской экономики следует отнести в первую очередь нынешнее руководство страны, считает эксперт.

Позиция Москвы

Россия не раз заявляла, что не намерена полностью прекращать транзит газа через Украину, но он должен быть экономически целесообразным. Так, на прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев говорил об этом в интервью изданию Luxemburger Wort.Он подчеркнул, что Россия не отказывается от существующих маршрутов, но создает новые для того, чтобы обеспечить надежность поставок газа. Так, "Северный поток — 2" поможет снизить транзитные риски, обеспечить часть необходимого Евросоюзу импорта по более стабильному и дешевому по сравнению с существующими маршруту. По мнению Медведева, это прямой выигрыш для европейских потребителей. Что касается маршрута через Украину, то, добавил премьер, он сохранится при соблюдении определенных условий: это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка.

Однако пока что, как заявил в интервью "Газете.Ru" министр энергетики Александр Новак, транзит через Украину обходится значительно дороже, чем на других маршрутах, — тариф там в два — два с половиной раза выше. Кроме того, возраст украинской газотранспортной системы составляет около 50 лет, при этом она находится в довольно изношенном состоянии и требует значительных вложений, добавил министр.