Сегодня откроем почти забытую страницу из истории отечественного автотранспорта и таксомоторов. В 50-х годах ХХ века автомобили с кузовом пикап... работали в качестве такси. Здесь нужно сделать правильную оговорку - в качестве грузового такси.
И в ряде городов, например Рига, Вильнюс, Киев, Львов, Одесса - автомобили такси в кузове пикап доставляли на дом гражданам... дрова. А теперь давайте более подробно узнаем о работе отечественных пикапов в таксомоторных парках.
Немного автомобильной истории о советских автомобилях в кузове пикап.
В истории отечественного автомобиле строения было немного автомобилей с кузовом пикап. В 30-е годы выпускались всего два автомобиля с таким кузовом - ГАЗ-4 (1933−1937), созданный на базе автомобиля ГАЗ-А. Причём использовалась кабина от грузовика ГАЗ-АА.
Всего было изготовлено 11500 экземпляров. И второй пикап из тридцатых годов это созданный на базе Эмки - ГАЗ-415 (1939−1941). Всего четырестопятьнадцатых было выпущено около 5000 автомобилей.
В послевоенное время некоторых авторемонтные заводы и мастерские стали переделывать автомобили ГАЗ-М 20 в пикапы. С самого завода ГАЗ сошло всего несколько автомобилей в кузове пикап. Руководство Горьковского автозавода решило не пускать в серию автомобили в кузове пикап и фургон (кстати, уникальный случай для советского автомобилестроения кузов ГАЗ-М 20 Фургон после средней стойки был из бакелитизированной фанеры с деревянным каркасом) после провала проекта с кузовом кабриолет.
На самих автомобильных заводах экспериментировали с кузовами пикап. Для заводских нужд появлялись пикапы на базе ЗАЗ -966 и 968, ВАЗ 2101, 2103, 2106. По территории АЗЛК в свое время бегали пикапы на базе "Москвич-407" и 412. На базе внедорожников ГАЗ-69 и УАЗ-469 были созданы экспериментальные пикапы, а в серийное производство был запущен полноприводный грузовик УАЗ-450, заднеприводный УАЗ-451 и полноприводный УАЗ-452.
В 1974 году с линии сходит первый автомобиль Иж-27151, самый массовый пикап в СССР. В различных модификациях он выпускался до 2001 года. Всего было выпущено 2 317 493 автомобилей в кузовах фургон (который в народе называли ласково - "пирожок") и пикап.
Последним разработанным в СССР пикапом стал автомобиль ЗАЗ-968МП "Запорожец". Он был разработан в 1990 году и не успел встать на конвейер.
Популярность пикапов в СССР не достигла той всенародной любви и настоящего культа как в США и Канаде. Причина в том, что у нас сельское хозяйство было государственным, а у них частным. Денег и бензина у нас не считали, так что мешок картошки можно было подбросить и на ЗИЛ-130. Американский фермер такой роскоши себе позволить не мог.
Автомобили в кузове пикап в качестве грузового такси по доставке дров населению.
Но давайте вернемся в начало 50-х годов ХХ века, когда начали использовать автомобили в кузове пикап в качестве такси. Достоверная информация на сегодняшний день есть по городу Риге. В одной из рижских газет регулярно появлялось объявление, что граждане могут заказать доставку дров с Видземского колхозного рынка. На фотографии был как раз автомобиль "Победа" ГАЗ 20М, который принадлежал одному из таксомоторных парков Риги. Зачем таким образом доставляли дрова? При этом использовали автомобиль такси?
Дело в том, что Рига, Вильнюс, Львов, Одесса, Киев - все эти города разделены на старый и новый города. Старый, это узкие улочки и в то время отопление и кухонные плиты были на дровах. Удивляться этому факту не стоит, например всем известные "хрущевки" в том же Новосибирске только в начале 80-х годов были переведены на электрические кухонные плиты.
До этого времени большая часть кухонных печей в хрущевках были дровяные. В вышеуказанных городах многие дома в исторических кварталах до сих пор оснащены каминами и дровяными печами. Рижская организация ГОРТОП заключала договор с таксопарком и администрацией колхозных рынков и предоставляли населению услугу по доставке дров при помощи автомобиля такси.
Эта услуга была доступна для горожан до конца 60-х годов. Затем доставка дров отошла от таксопарка к новой организации "ТрансАгенство". Так как Горьковский автозавод серийно не выпускал автомобили "Победа" в кузове пикап, эти машины изготовились силами таксомоторного предприятия или авторемонтного завода. Как правило, в переделку шли автомобили после крупных ДТП, например с сильно повреждённой задней частью автомобиля.
В 1953 году СССР продал лицензию на производство автомобилей "Победа" польскому автомобильному заводу FSO Warszawa. В 1957 году с конвейера сошел автомобиль "Варшава" пикап, который выпускался до 1974 года.
Польша в отличие от СССР смогла наладить производство пикапов. Кстати, часть из них работали в многих польских городах в качестве грузового такси. Вот таким образом мы сегодня вспомнили почти забытую страницу из истории советского такси. Кроме пассажиров такси какое-то время занималось доставкой дров населению в городах с многовековой историей.
Источники фото: pobeda-club.ru, 5koleso.ru, automobile-catalog.com , drive2.ru. vk.com, из открытых источников.