Найти тему
ФИЛЬМЕШКА

"12 лет рабства". Мое мнение о фильме

кадр из фильма
кадр из фильма

Картина режиссера Стива МакКуина («Стыд», «Голод»), снятая на основе мемуаров 1853 года Соломона Нортапа - «12 лет рабства».

Начну как всегда не с того. США является одной из немногих стран, которые обошлись легким испугом от событий Второй Мировой Войны. Американцы вообще считают на полном серьёзе, что у фашистской Германии выиграли они в одну, что называется, калитку. А всеобщее осознание того, что нельзя людей разделять по расовой принадлежности и по чему-либо еще, пришло в США после Гражданской войны 1861—1865 годов. Я веду к тому, что Фильмы о Гражданской войне в США по тематике схожи с фильмами о ВОВ в России. Отсюда и стоит плясать.

Сюжет. Соломон Нортап (Чиветель Эджиофор) живет со своей семьей в Северной «свободной» части Америки, в городке Саратога. Год идет 1841-ый. Жена с двумя ребятишками уезжает на три недели работать гувернанткой, а Соломон остается в городе. Его приглашают в Вашингтон заработать хорошие деньги, играя на скрипке. Путем обмана его сначала лишают свободы, перевозят в южную часть США, где его продают как раба местным помещикам. Лишь через 12 лет Соломон снова встретит своих близких и окажется дома.

кадр из фильма
кадр из фильма

Вопросы по сценарию возникают. Почему похитители выбрали именно известного скрипача и инженера, которого, по идее, будут искать тщательнее? Почему бестолкового раба в начале фильма успевает спасти какой-то белый, а до известного музыканта нет дела никому? Скажете, звезды так сошлись. Сомневаюсь. Причем я даже поверю, что автор мемуаров именно так и описал произошедшее с ним, но ощущение недостатка объяснений не пропадает. Создатели фильма решили не заморачиваться, и оставить как есть.

Следующей большой главой фильма является показ жизни раба на плантациях. Почти как рассказы Шаламова. Как выжить в неволе. Именно выжить. Главный герой несколько раз в диалогах делает для себя вывод, что выжить надо любой ценой, любой ценой жить, чтобы ещё хотя бы раз увидеть родных. И в этом смысле фильм отлично справляется с поставленной задачей. Поиск возможности связаться с близкими – главная задача для Соломона. Номинация Чиветеля Эджиофора заслужена, индивидуально актер дорос.

кадр из фильма
кадр из фильма

Сильные сцены фильма сменяются слабыми. И пропорция их не позволяет фильму держать интерес зрителя весь сеанс. Откровенной халтуры не было, но такие эпизоды, как ночное убийство на барже, ночные концерты рабов в поместье с подачи рабовладельца, диалоги хозяйки поместья с мужем – слабоваты. И здесь важно перейти к ролям второго плана, которые киноакадемики оценили по достоинству. Вопросы к Майклу Фассбендеру, сыгравшему хозяина поместья, минимальны. Сыграл он Шикарно! Вообще Стив МакКуин прекрасно знал возможности Фассбендера, так как приглашал его во все свои большие работы. И тандем режиссера и актера продолжает срабатывать.

кадр из фильма
кадр из фильма

А вот с номинацией женской роли второго плана, где представлена Лупита Нионго (в фильме рабыня Петси), смею не согласиться. Ничего особенного в игре актрисы я не увидел. Порой кажется, что она не умеет импровизировать в кадре, действует по шаблону. В общем, назову эту номинацию большим авансом.

кадр из фильма
кадр из фильма

Вытащить фильм из простого пересказа мемуаров до лауреата премий попытались тремя козырями. По мне, так сработал всего один, да и то темная лошадка. Два Пола, Джаматти и Дано внесли в фильм образы белых людей, не считающихся с неграми. Одним словом – Южане. Сыграли здорово! А вот включение Бенедикта Камбербэтча и Бреда Пита оказалось неудачным. Не было у них в фильме времени или реплик, которые бы в полной мере оправдали присутствие этих актеров в картине.

кадр из фильма
кадр из фильма

Что касается визуальной картинки, то она качественная. Абсолютно заслуженные номинации за работу художника-постановщика, монтаж и дизайн костюмов.

В итоге «12 лет рабства» получился скомканным. Проблема его в том, что смотреть его и не обязательно. Нет ощущения после сеанса, что да, эта картина останется в сердце навсегда. Получилось что-то вроде «Холодной горы» Мингелла и «Боевого Коня» Спилберга. Хорошая попытка, но не более того. Та же «Прислуга» Тейта Тейлора цепляет гораздо больше.

Однако, фильм «12 лет рабства» уже получил Золотой Глобус как лучший фильм. И целых 3 Оскара - Лучший фильм, Лучшая актриса 2 плана и Лучший адаптированный сценарий.