Начавшееся в Казахстане со второй половины прошлого года превышение объемов производства бензина над его потреблением, связанное с завершением модернизации отечественных НПЗ, заставило власти республики задуматься о снятии эмбарго на его экспорт в страны СНГ. С каждой страной-импортёром необходимо подписать соглашения с прописанными в них объёмами поставок казахстанского бензина.
Руководством «КазМунайГаза» заявлялось, что «с осени 2018 года мы сможем спокойно экспортировать эту продукцию, прежде всего в близлежащие страны – это Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан». Первой страной-получателем должен был стать Кыргызстан. Однако прошла осень, зима, началась весна, но официальных поставок бензина как не было, так и нет. Очередной раунд переговоров с Киргизией намечен на конец марта.
Ежегодная потребность КР в светлых нефтепродуктах – свыше 1 млн. тонн, 60% из которых бензин, 40% – дизельное топливо. В стране пять (три на юге и два на севере) нефтеперерабатывающих заводов, но их мощности («Джунда» – 800 тыс. тонн в год, Токмокского – 450 тыс., Кантского – 300 тыс., «Кыргыз Петролиум» – 300 тыс., Джалал-Абадского – 60 тыс.) раз в 15 превышают фактические объемы производства.
Главная причина этого – недостаток местного сырья. Предприятия работают нестабильно, загруженность имеющихся мощностей зачастую не превышает 25%. В Киргизии добывают нефть, но объемы настолько малы, что обеспечить потребности заводов они неспособны. Пик добычи нефти пришелся на 1958 год. Тогда было добыто 498 тыс. тонн нефти. В настоящее время на эксплуатируемых уже почти 70 лет 17 месторождениях страны (расположенных на юге Джалал-Абадской и на севере Баткенской областей) ежегодно добывается около 130 тыс. тонн нефти. Сегодня их ресурсы выработаны на 70%, а практически все оставшиеся запасы нефти являются трудно извлекаемыми. Их добыча требует применения специальных технологий и, соответственно, дополнительных затрат.
Нефть в Кыргызстане добывает ОАО «Кыргызнефтегаз», но компании выгоднее продавать сырье, чем отправлять его на переработку. Так, в 2017 году компания в месяц экспортировала 1,2 тыс. тонн нефти, получив годовую прибыль около 36 млн. сомов. Импорт сырья есть, но это не столько нефть, сколько полуфабрикат. Киргизия закупает в Казахстане мазут и дорабатывает его на своих НПЗ. Такой вариант обеспечения заводов сырьем является более выгодным, чем поставки российской, казахстанской или китайской нефти, которая может идти только по мировым ценам и с соответствующими пошлинами.
Отечественные НПЗ не обеспечивают потребность Кыргызстана в топливе даже на 20%. При этом заводы производят нефтепродукты класса К-2 и К-3, по качеству значительно уступающие импортируемым из России. В частности, на введенном в строй в 2014 году НПЗ «Джунда» работает подаренная Китаем советская установка производства 60-70-х годов прошлого столетия. Проблемы с поставками сырья и качеством нефтепродуктов делают производство нефтепродуктов в стране неконкурентоспособным ни по качеству, ни по цене. По итогам 2018 года в республике было произведено 429,8 тыс. тонн ГСМ: бензина – 219,9 тыс. тонн, дизельного топлива – 77,7 тыс. тонн, мазута – 132,2 тыс. тонн.
Потребности внутреннего рынка республики в нефтепродуктах практически более чем на 80% покрываются за счет привозного (в основном из России) топлива, которое, как правило, поступает по железной дороге транзитом через Казахстан. При этом сегодня нефтетрейдеры платят за этот транзит более 90 долларов за тонну. Для внутренних перевозчиков тариф в 3 раза дешевле. Однако в правительстве не поднимают вопрос ни о снижении этих тарифов, ни о введении прописанного в нормах ЕАЭС унифицированного тарифа на транспортировку. А ведь Киргизия ежемесячно импортирует от 70 до 100 тыс. тонн горюче-смазочных материалов.
В минувшем декабре Россия и Кыргызстан согласовали объемы беспошлинных поставок нефтепродуктов на текущий год на уровне 2018 года: бензин – 460 тыс. тонн, дизтопливо – 485 тыс., авиатопливо – 100 тыс., нефть – 50 тыс. тонн. Понятно, что цены на топливо напрямую зависят не от автозаправочных станций, а от цен заводов-поставщиков нефтепродуктов в России и потому находятся примерно на одном с ней уровне. Кроме того, на стоимость влияет колебание курсов валют, поскольку бензин закупается нефтетрейдерами за доллары, а продается – за сомы. Напомним, что в 2018 году дизельное топливо подорожало на 18,5%, бензин – на 9,5%.
По данным Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана, за январь-февраль в страну было импортировано 164,6 тыс. тонн нефтепродуктов, из них бензина – 88,9 тыс. тонн, дизтоплива – 75,6 тыс. тонн. Несмотря на то, что легально работающие нефтетрейдеры полностью обеспечивают потребности внутреннего рынка республики в ГСМ, в страну завозятся большие объемы контрабандного топлива. Так, только в первой половине 2018 года было выявлено более 40 фактов незаконного ввоза ГСМ из Казахстана в количестве свыше 136 тыс. тонн.
Вместе с тем Ассоциацией нефтетрейдеров общий объем нелегального импорта ГСМ оценивается в 250-300 тыс. тонн ежегодно, что составляет до трети всего объема внутреннего рынка. Кроме того, бензин поставляется в страну под кодами ТНВЭД не облагаемых налогами различных химических веществ (газоконденсата, различных растворителей и присадок).
Именно ввозом контрабандной продукции аналитики объясняют наблюдаемое в республике снижение розничных цен на топливо. Так, по данным Global Petrol Prices, если в декабре 2018 года бензин стоил 46,5 сома, то в конце февраля нынешнего года – 43,9 сома за литр.
Весомые объемы контрабандных поставок идут из Казахстана, где Аи-92 стоит около 28 сомов за литр. Столь низкие по сравнению с Киргизией цены обусловлены рядом факторов, которые не распространяются на экспортные поставки. Среди них – низкий уровень налогообложения (акциз на бензин в 5 раз, а на дизель в 3 раза ниже), собственная сырьевая база для НПЗ, девальвация тенге по отношению к иностранным (в том числе и киргизскому сому) валютам. И пока ведомства обеих стран ведут вялотекущие переговоры о поставках бензина, его излишки из Казахстана без официального контроля, уплаты налогов и особых проблем перетекают в Киргизию. В Ассоциации нефтетрейдеров Кырзызстана отмечают, что нелегальный поток ГСМ охватывает не только граничащие с Казахстаном северные регионы республики, но и достигает ее южных областей.
После подписания соглашения и организации поставок ожидать выравнивания цен на ГСМ с их уровнем в Казахстане не следует. Поскольку разница даже в 2-3 сома за литр привлекательна для любого автовладельца, то клиенты у контрабандистов были, есть и будут. Поэтому говорить о ценовой конкуренции внутри Киргизии и выдавливании России с топливного рынка этой страны не приходится.
Тем более что в марте текущего года на российском рынке нефтепродуктов возобновился рост отпускных цен на НПЗ. Стоимость бензина по оптовым контрактам с поставкой в марте увеличилась на 3%, дизельное топливо подорожало на 6%. С целью снижения контрабандных поставок топлива в КР следует активизировать переговоры и ускорить заключение соглашения о беспошлинных поставках нефти и нефтепродуктов из Казахстана в Киргизию.