Сегодня, когда музыкальная жизнь Челябинска крайне скудна на яркие события, череда фестивалей «Арт-Старт» в середине 90-х кажется чем-то нереальным и даже феноменальным. Три дня на хорошем аппарате и отличной сцене выступают перед публикой все желающие артисты со всей Челябинской области, получают освещение в прессе, а победители конкурса еще и призы. И такая штука проходит каждый год, ежегодно открывая новые и новые южноуральские музыкальные таланты! В сегодняшней ситуации, когда местная власть полностью забила на местную культуру, а общественность обсуждает лишь одну тему – куда валить из Челябинска: в Москву или в Краснодар, проходивший всего-то четверть века назад на этой же земле «Арт-Старт» кажется просто сказкой.
Между тем в середине 90-х ежегодный трехдневный музыкальный фестиваль местной попсы, рок-н-ролла и бардовской песни не казался каким-то абсолютным чудом и благом со стороны его организаторов. Наоборот, конкурс вызывал яростные споры и имел кучу недоброжелателей. Членам жюри отказывали в «современном взгляде на развитие музыки», подбор участников называли скучным и второразрядным, мол, все настоящие рок-н-ролльные таланты какой-то там дешевый «Арт-Старт» просто игнорируют. Мнения возмущенных музыкантов печатали в местной прессе, полемика шла нешуточная. Сегодня, через 25 лет стабильного пикирования региона в культурную бездну, те медиаопусы читать смешно, парни, знали бы вы, какая … вас ожидает через четверть века.
«Иваныч» и Иванович
Официальным отцом-основателем «Арт-Старта» и бессменным председателем жюри был Валерий Иванович Ярушин. У этого человека перед Южным Уралом две огромные заслуги: первая – многолетняя работа на посту художественного руководителя ансамбля «Ариэль», вторая – «Арт-Старт». Кроме него за проведение фестиваля отвечала довольно большая команда, видное место в которой занимал известный челябинский музыкант Виктор Риккер.
- Подтверждаю, что сама идея фестиваля принадлежит Валерию Ярушину, - говорит Виктор Риккер. - Он ее вынашивал буквально на наших глазах, ведь мы в то время играли с ним в одном музыкальном коллективе – ансамбле «Иваныч». В 91-м году наша группа постоянно гастролировала, а в перерывах между концертами Ярушин придумывал концепцию фестиваля, его название, даже фестивальный гимн сочинил. Активно подключался к этой теме Александр Святов – директор «Центра Валерия Ярушина», он искал спонсоров, отрабатывал финансовую сторону проекта.
Самого «Иваныча» деньгами поддерживала челябинская компания «Зодчие», бизнесмены выделили ансамблю помещение в центре города, купили современную аппаратуру (честное слово, такое было, дикие 90-е!). И креативщик Ярушин дал волю своей фантазии.
Чтобы отличаться от фестивальных «солянок» прошлых десятилетий, решено было разделить артистов по жанрам, первый день – барды, второй – рокеры, третий – поп-музыка. Еще одна фишка: «Арт-Старт» организовывался как конкурс, на него можно было попасть после отбора (заявки принимались от любого желающего музыканта), участники финальной части получали поощрительные призы, а победители – призы классные, например, бесплатную запись альбома в профессиональной студии. Плюс на каждый фестиваль приглашалась какая-нибудь поп- или рок-звезда федерального уровня, а вместе с ней, в рамках гран-при-концерта, выступали победители «Арт-Старта».
Первый фестиваль в 1992 году прошел в оперном театре и обсуждался в местной музыкальной среде задолго до момента открытия. Гениальный продюсер Ярушин очень четко уловил момент: с одной стороны, перестроечные креативные годы породили на Южном Урале целую плеяду молодых музыкальных талантов, с другой - в страшное десятилетие 90-х таланты эти прозябали на своих жалких репетиционных базах, не имея возможности выйти ни на массовую аудиторию, ни в СМИ. Интернета в 1992 в Челябинске еще не было. И когда был объявлен «Арт-Старт», желающих в нем участвовать оказалось немерено.
- Мы по телевидению сообщили телефон оргкомитета, и он тут же просто раскалился от звонков тех, кто хотел бы сыграть на фестивале, - рассказывает Виктор Риккер. – В заявку входило краткое описание коллектива или исполнителя, приблизительный жанр в котором он выступает, кассета с фонограммой. И началось… Целыми днями группа «Иваныч», которая и составила комиссию по отбору участников, слушала и слушала записи на кассетах. Бывало, Саша Немцев вдруг сорвет с головы наушники: «О, ребята, такая группа обалденная хочет у нас выступать! Супер! Это будет открытие!». А случалось наоборот, тот же Раф Максумов сидит, слушает кассету за кассетой и на глазах мрачнеет, потом снимает наушники со вздохом: «Ну и чушь дилетантская к нам лезет, совсем играть не умеет…». Но мы не старались быть особенно пристрастными, отсеивая только уж совсем слабых музыкантов, чтобы зрители от них не зевали. Я хорошо помню - мне попалась фонограмма группы «Система», и мне хватило минуты прослушивания, чтобы понять: эти парни не только достойны выступить в финальной части фестиваля, но они явно войдут в число победителей, так круто, чисто и профессионально юные челябинцы играли тяжелый рок. Так, кстати, оно и вышло.
Один из лучших барабанщиков Челябинска - Александр Косарев из группы "Система". Его игру по достоинству оценили на "Арт-Старте" еще на этапе предварительного прослушивания участников фестиваля
В оперный в валенках и с огнетушителем
Первый «Арт-Старт» был исключительно богатым в плане приглашения звезд. Первый, «бардовский», день завершался выступлением Вероники Долиной. Попсовики после своих номеров повыскакивали из-за кулис и из гримерок, чтобы присоединиться к зрителям в зале и послушать популярнейший тогда «Электроклуб». Ну а рокеры получили на десерт мощнейший мастер-класс от московской группы «Лига блюза».
В итоге на фестивале 92-го года среди 19 бардов – участников первого дня - тройку призеров составили Андрей Крамаренко, Юля Мешковая и Игорь Косарев – артисты безусловно талантливые и в своем жанре весьма авторитетные. Менее известные коллективы пробились в призы у поп-исполнителей - «Музыкальный трест», «Берег», «Студия-7». Любопытная коллизия сложилась у рокеров, где 15 конкурсантов подобрались один круче другого, и битва за первые места шла не на жизнь, а на смерть. Результат - «золото» поделили «Рубиновый пульс» из Сатки и хард-роковый челябинский «Эпицентр», лидер которогоЗайцев на тот момент считался чуть ли не лучшим певцом города. Второе место отдали вчерашним школьникам – ансамблю «Маргарита Валуа», третье – группе «Музей». Специальными призами поощрили лучшего гитариста фестиваля Вячеслава Андже («Эпицентр») и отличного вокалиста копейской хард-роковой команды «Гамлет» Андрея Симонова, будущего победителя федерального музыкального телевизионного конкурса «Ялта-Москва-транзит».
- Самое смешное, что «Эпицентр» был тогда на грани распада и Заяц буквально в последний момент уговорил нас поучаствовать в «Арт-Старте», - вспоминает Вячеслав Андже, - так что каких-то амбициозных задач на выступление мы перед собой не ставили. Просто вышли и дали жару. У нас был очень сыгранный состав, суперская ритм-секция в лице Вовы Жарко и Жени Столярчука, плюс Заяц пел как бог. Я сыграл без банальных «поливалок», которыми грешили тогда многие провинциальные гитаристы, все соло были очень продуманными. Нам помогло, конечно, то, что накануне фестиваля мы записывались в студии, материал был выучен и отработан. Поэтому, пожалуй, и выиграли. Отличный фестиваль тогда получился, хотя больше в оперном театре он не проводился никогда, и я понимаю почему. Пара зрителей притопала в театр в валенках! А что? Холодно было... На «рок-день» многие пришли поддатые, особо пьяных и борогозящих не было, просто бухие и веселые ребята. Помню, кучка зрителей расположилась на лестнице возле театральной курилки, а Заяц в шутку облил их из огнетушителя – нормальная такая рок-н-ролльная атмосфера! В оперном театре…
Можно ли первый фестиваль «Арт-Старт» считать идеальным? Конечно же, нет! Взять хотя бы первое рок-место довольно скучного «Рубинового пульса», по странному совпадению приехавшего из того же города, где базировался главный спонсор фестиваля – саткинский комбинат «Магнезит». Но теперь все это кажется такими мелочами... А продюсерский подвиг Валерия Ярушина и Виктора Риккера, вообще никем не оцененный в 92-м году, стал через 25 лет культурной легендой.
Магнитка в тумане
Следующий «Арт-Старт» по приглашению директора ДК «Металлург» Леонида Голицына прошел в Магнитогорске. Этот фестивальный переезд воспринимался тогда абсолютно адекватно – Ярушину хотелось охватить культурой всю область, а в Магнитку можно было затащить молодые музыкальные таланты из Карталов, Пласта, Бредов и прочих южно-южноуральских дыр. Так и произошло, в «рок-день» тройку призеров составили команды из деревенских Фершампенуаза («Интерпом») и Магнитогорска («Рок-мастер» и «Скепсис»). Но этот расклад не вызвал ни малейших пересудов и сплетен. В группе из Фершанки играл просто феноменально одаренный гитарист Кэмел, а в «Скепсисе» пела вокалистка с удивительно красивым голосом (и фигурой). Переезд фестиваля в провинцию из метрополии никто не осудил, для «столичных» музыкантов визит в город металлургов и игра там стала большим приключением.
– Могу сказать, что из числа настоящих рок-н-ролльщиков мало кто помнит фестиваль в Магнитогорске, - говорит выступавший на «Арт-Старте-95» под псевдонимом Tony McLapin челябинский музыкант Антон Лапин. - Потому, что это была середина 90-х годов – время бесшабашного веселья и обилия плохих спиртных напитков. Все ехали в Магнитогорск со стремлением покорить этот город и привезти обратно в Челябинск побольше впечатлений. Нас поселили в общежитии возле Дворца металлургов, в котором были абсолютно спартанские условия: панцирные сетки на кроватях, общий душ и туалет в коридоре, причем не на каждом этаже. Но нас мало волновали такие детали, интересовало только, есть ли свет и вода в кране, чтобы было чем запивать. Закусывать тогда не было принято вообще. Естественно, из каждой комнаты доносилась музыка – все готовились «стартовать». Свобода была полнейшая, на свое выступление я провел бесплатно человек 15 приехавших из Челябинска друзей, выдав их за «бас-бубен», «лидер-бубен», человек пять – «перкуссии», семь человек - «секция духовиков». Ведь бабушки на вахте ДК в этом не разбираются – ты можешь называть любые инструменты, даже те, которые в принципе не существуют в природе.
Сделай погромче
Но главное открытие магнитогорского «Арт-Старта» принес, конечно, «поп-день». Ольга Сергеева!
- Прослушивая одну из конкурсных кассет, поначалу думали, что кто-то подшутил, - пишет Валерий Ярушин в своей книге «Судьба по имени «Ариэль». – В наушниках вдруг зазвучала Уитни Хьюстон, правда, почему-то только под рояль. Когда она же продолжила петь на русском языке, мы с Витей Риккером прибалдели. Это была студентка местного музучилища Ольга Сергеева. Тут же вызвали ее на репетицию и обнаружили неординарный талант певицы. Причем во второй присланной для жюри композиции «Сделай потише» и музыка, и слова были написаны самой Олей. Саша Немцев сделал для конкурсного выступления Сергеевой две аранжировки, мы послушали ее на живом выступлении и поняли, что не ошиблись: среди поп-певиц она была на голову выше всех. Так родилась челябинская звездочка высокого профессионального уровня.
После магнитогорского «старта» Ольга поступила в легендарную «Гнесинку», среди ее педагогов были Лев Лещенко и Валерия. И понеслось! Победа на «Золотом микрофоне», победа на «Песне России», победа на «Славянском базаре», участие в телевизионном шоу Аллы Пугачевой «Рождественские встречи». «Ольга - гениальная певица», - заявила Примадонна. Увы, Сергеева выбрала семью, выйдя замуж и родив детей, она бросила музыкальную карьеру. Но рывок к федеральной славе был лихой, и трамплином послужил именно «Арт-Старт».
«Арт-Старт-95» прошел снова в Челябинске и принес новые впечатляющие открытия – In Cash и «Детский мир» в поп-номинации и «Система» и The Wheels среди рокеров. Первые вскоре уедут штурмовать Москву, а вторые на пару лет станут в Челябинске абсолютными законодателями моды в своем стиле. Круче «Системы» никто не играл трэш, The Wheels были однозначно лучше всех на Южном Урале в традиционном рок-н-ролле.
В следующем году продолжился курс на жанровое разнообразие и географическое расширение. Команды из Челябинска, Коркино, Озерска, Бакала, Миасса играли фанк-рок («Ф-патрон»), блюз («Другая жизнь», занявшая первое место в рок-номинации), тяжелый металл («Центр тяжести» и Contusio cerebri), среди попсовиков блистали «Мне хорошо», Яна Симон (ставшая победительницей), Рома Ярыш и Наташа Гончарова. То же самое музыкальное пиршество продолжилось в 97-м году, например, среди рокеров победу одержали «Мажорная ностальгия», «Градский прииск» и «Плаксы» - группы необычайно стильные и для Южного Урала, пожалуй, просто уникальные.
- «Арт-Старт» 97-го года я хорошо помню, мы тогда выступали составом под названием «Градский прииск» и получили от зрителей мощный заряд позитива, - вспоминает лидер группы «Братья Енотовы» Вадим Красюк. - Народ в зале оценил наше шоу – мы костюмы специально пошили ковбойские, играли ведь блюграсс. Члены жюри показали самую высокую оценку нашему гитаристу Сергею Лещенко, он в свои 40 лет дал так прикурить, что затмил тогда всю гитарную челябинскую молодежь. Причем выяснилось, что, выходя на сцену, от волнения Лещ забыл включить свой гитарный комбик и все выступление самозабвенно играл, абсолютно себя не слыша. «Арт-Старт» - это был феноменальный конкурс по открытию молодежных талантов, давший путевку в большую музыкальную жизнь десяткам людей. Конечно, он принадлежал своему времени, когда рок-группы создавались для творчества, а не как сейчас – для зарабатывания денег.
- Было круто, что жюри фестиваля первые места отдавало тем, кто действительно ярко проявлял себя в искусстве, неважно, какой регион коллектив представлял, - замечает лидер группы «Шуга» Алексей Баранников. – Мы вошли в число победителей, но еще выше нас забрался дуэт из Орска: клавишник и барабанщик играли отменный арт-рок.
А собственно «Шуга» тогда поразила всех не только классными мелодиями, но и эффектным внешним видом: на клавишника Олега Ярушина нацепили парик, вокалист завернул в джинсы огромную рубаху, размеров на десять больше, гитаристу приделали искусственную косичку. При том, что ансамбль сыграл всего две композиции, как и положено всем по конкурсной программе, в зале поняли мгновенно – есть новая звезда. Уже через год «Шуга» поехала на гастроли во Францию.
- Конечно, и слабые места у конкурса были, - говорит член жюри «Арт-Старта» журналистка Лидия Садчикова. - Во-первых, подражательство. Некоторые исполнители, уж не знаю, случайно или намеренно, копировали известных исполнителей, причем не самым лучшим образом. Тексты авторских песен порой заставляли морщиться словно от зубной боли, так же как и банальные музыкальные ходы. Оставляли желать лучшего манера исполнения, пластика и костюмы - эти неотъемлемые атрибуты сцены. И все же ни один из фестивалей не принес ни утомления, ни разочарований. От «Арт-Старта» осталось ощущение праздника и убежденность в том, что Челябинск - далеко не потерянный город в плане музыкальной культуры, точнее, ее потенциала.
Конец искусства
Пять лет выдерживать темп ежегодного фестиваля – это не каждый сможет. Кризис 98-го года «Арт-Старт» провести не позволил, и дальше, к сожалению, все покатилось под уклон. Скис и «Иваныч», и «Центр Ярушина», а их лидер, угнетаемый отсутствием поддержки со стороны органов власти (будто раньше она была, Валерий Иванович!), задумался об отъезде в Москву.
- Один из самых сложных «Арт-Стартов» был фестиваль 99 года, - вспоминает Виктор Риккер. – Конкурс был на грани срыва, до начала – пара дней, а мы до сих пор сидим и ждем денег от спонсора. Все транши тогда производились просто – в пухлом конверте. Финансы в первую очередь шли на закупку призов, в тот год мы решили ввести еще и детскую номинацию, а отпускать юных талантов со сцены без подарков было бы бессовестно. К счастью, проблема разрешилась, фестиваль состоялся и почти все финалисты получили достойные награды.
Среди взрослых финалистов-99 были такие крутые команды, как «Квазимода» и «Ла Горда» - среди рокеров, такие классные исполнительницы, как Женя Рассказова (будущая участница «Фабрики звезд») и Аделина - среди попсы. Впервые показалась публике будущая челябинская гитарная звезда нулевых Миша Филиппов. Фестиваль завершился на мажорной ноте!
- Я считаю, мы свернули проект «Арт-Старта» вовремя, - говорит Виктор Риккер. – Веселое и где-то романтическое десятилетие 90-х прошло, время музыкантов-бессребреников закончилось. Если бы сейчас кто-то захотел возобновить «Арт-Старт», то боюсь, он в первую очередь получил бы жесткий вопрос от потенциальных участников – «А сколько вы нам заплатите за выступление?». Деньги стали цениться превыше возможностей. Большинство сегодняшних фестивалей проводится с одной целью – заработать. Мы же, организуя «Арт-Старт», хотели одного – открыть для Челябинска как можно больше молодых звезд.
Андрей Крамаренко и Ольга Сергеева, «Детский мир» и дуэт «Стрижи», бакальский «Экстаз», копейский «Гамлет» и многие другие успешные (хотя бы на какое-то время) на федеральном уровне артисты вышли из «Арт-Старта». Сейчас такой местной «фабрики будущих звезд» в Челябинске нет. И это колоссальная проблема для местного музыкального мира. Но челябинским властям – фиолетово, а Ярушин давно трудится в московской эмиграции.