Найти тему
Секреты Старого Китая

Основополагающие принципы ведения поединка

Смелость лучше
силы меча
в битве героев, –
доблестный муж
одержит победу
мечом ненаточенным.
«Fáfnismál», «Речи Фафнира»

​Важной вехой, повлекшей за собой серьезные изменения в практике китайских боевых искусств, была деятельность известной Атлетической Ассоциации Цзинъу. Впервые в истории Китая соединив вместе этику, философию и боевые искусства, в Ассоциации стремились к развитию максимально гармоничной личности.

Штаб-квартира Ассоциации Цзинъу в Шанхае
Штаб-квартира Ассоциации Цзинъу в Шанхае

Возможно это были их самостоятельные идеи, возможно увлечение культурой и системой образования Запада, натолкнуло на мысль реализовать в Поднебесной концепцию "Orandum est ut sít mens sana in corpore sano". Тем более, что только тотальное курение опиума в том регионе могло сподвигнуть молодые умы из руководства Цзинъу заняться оздоровлением окружающих.

-3

Но сейчас нам интересно немного другое. Сейчас трудно сказать, то ли общение с иностранными моряками, торговцами или военными, посещавшими в те годы Шанхай, то ли интерес к атлетизму и физвоспитанию на Западе, то ли что то еще, однако Ассоциация сделала некоторые заимствования, так или иначе повлиявшие на развития ушу в Китае. Речь конечно про бокс и перчатки.

Хотя в Ассоциации и ставили основной целью через совершенствование физических качеств своего тела в первую очередь развивать моральные и интеллектуальные качества, однако практика поединков была обязательной для занимающихся. А английский бокс и японское дзюдо, атлетика, гимнастика, футбол, баскетбол, теннис тоже были частью программы совершенствования занимающихся, в сочетании с музыкой и каллиграфией, театральным искусством и фотографией, пением и медициной…

Стремление к очищению и гуманизации боевых искусств или же что-то еще натолкнуло на возможность использования боксерских перчаток и в поединках ушу. Это действительно позволило отойти от прежних, довольно жестоких, боев на помостах-лэйтай, что были популярны в прежней, маргинальной среде Мира Цзянху. Ну и опять же, в Ассоциации впервые стали массово обучать девушек боевым искусствам, это тоже могло повлиять на необходимость смягчить и обезопасить поединки.

В результате в Ассоциации были определены общие правила ведения поединка, актуальность которых сохраняется и в наше время. Вот некоторые из них:

  • наносить удар можно любой частью тела;

Это, пожалуй, наиболее важное и интересное правило, перешедшее из Старого Ушу, где в идеале стремились отойти от приемов, которые считались"подпорками", костылями на Пути постижения боевого искусства. Цель была сделать всё своё тело оружием, которое всегда с собой.

  • удару должен предшествовать отвлекающий маневр;

Был выдвинут принцип сочетания обманных движений и поражающих, основных, ударов. До этого в ушу конечно тоже использовался широкий спектр отвлекающих или провоцирующих действий. Некоторые "грязные методы" типа плюнуть монетой, что носили за щекой, или метнуть в глаза песок, подобрав его с земли, ещё сохраняются в некоторых старых таолу.

  • использование разнообразных комбинаций и постоянное изменение технических действий в ходе поединка;

Это несколько отличалось от уличных поединков в прежние времена, когда бой надо было закончить как можно быстрее. Раньше бытовала точка зрения, что противника надо победить предельно быстро, максимум за три приема. Иначе его дружки тебя самого завалят, или власти заявятся на место беспорядков, или ещё что... В поединках нового Времени такого лимита времени уже не было, появилась возможность финтить,чтобы переиграть противника.

Эти изменения несомненно оказали сильное влияние на рисунок боя, а активная деятельность Ассоциации Цзинъу в итоге сделала первый шаг в сторону гуманизации национальных боевых искусств. И это было сперва непривычно, и приветствовалось далеко не всеми представителями улиньской среды... Однако это было ещё только начало.

Дм. Моисеев, СПб - 2019