Вы смотрите военное кино. Человек с собакой пересекают поле сражения, вокруг свистят пули и гремят взрывы. Будем откровенны, вы больше переживаете за песика, чем за его хозяина? Новое исследование постановило, что для большинства людей сопереживать собакам гораздо легче, чем другим людям.
Как сообщает журнал Society&Animals, две научные команды из университетов Northeastern University Boston и University of Colorado Boulder обнаружили, что только маленькие дети могут вызывают такой же уровень эмпатии, как взрослые собаки или щенки.
Исследователи собрали 256 студентов и начали читать им придуманные новости о страданиях годовалого младенца, 30-летнего взрослого, маленького щенка и взрослой собаки. В новостях сообщалось, что все объекты так или иначе становились жертвами нападений и получили множество повреждений разной степени тяжести.
Сперва исследователи предполагали, что чем тяжелее страдания объектов, тем больше эмоций они вызовут у респондентов. Но оказалось, что вне зависимости от степени повреждений, все студенты сопереживали примерно одинаково младенцам, щенкам и взрослым собакам, всегда оставляя взрослого человека без эмпатии. Также выяснилось, что женщины сочувствуют больше всем жертвам нападений, чем мужчины. Авторы опроса предполагают, что в глазах респондентов собаки и дети одинаково беззащитны. Также многие исследователи подтвердили, что люди воспринимают собак как «пушистых младенцев». Однако младенцы и песики не всегда получают равную долю эмпатии.
Эксперимент отчасти был вдохновлен довольно спорным и скандальным случаем. В 2014 году питбуль по кличке Микки сильно покусал 4-летнего мальчика и оставил ему серьезные травмы, требующие реконструктивной хирургии. Полицейские хотели усыпить питбуля, против чего была создана интернет-кампания, множество людей хотели спасти собаку от этой судьбы. За несколько недель страница Микки на Facebook собрала более 40 000 лайков, тогда как странице покусанного мальчика поставили всего лишь 500 лайков. В итоге Микки решили не усыплять и передали в руки приюта.
Еще один интересный случай произошел с благотворительной рекламой Harrison Fund, с помощью которой cобирались средства для лечения детей, страдающих тяжелой формой мышечной дистрофии. Сначала рекламу запустили с фотографией больного мальчика, а потом с изображением милой собаки. Оказалось, что во втором случае удалось собрать в два раза больше денег.
Как же четвероногим удается вызвать у нас столько жалости? Согласно отдельному исследованию, собаки сознательно корректируют свои выражения лица, чтобы вызвать положительную реакцию у людей. Иными словами, в определенных ситуациях они умеют манипулировать людьми и выглядеть более уязвимыми и беззащитными. Но это не значит, что собаки не способны искреннее выражать эмоции.
Так или иначе, у исследования есть практическая сторона. Основываясь на результатах этого опроса, авторы подозревают, что хороший способ вызвать больше сопереживания по отношению к страдающим существам — это подчеркнуть их уязвимость, будь это ребенок, животное или даже взрослый человек.