Меломаны со стажем, конечно, хорошо помнят дебютный альбом группы Rainbow и обстоятельства, при которых он создавался. Все началось с того, что Ричи Блэкмор послушал пластинку коллектива Quatermass, и одна из композиций - Black Sheep of the Family - понравилась ему настолько, что он пожелал записать ее в составе своих родных Deep Purple. Однако именно среди родных, к своему немалому огорчению, Ричи понимания не встретил. Коллеги наотрез отказались записывать кавер на песню другой группы. Тут надо сказать, что на раннем этапе своего существования Purple записали немало каверов, причем источники для них были самыми разными: тут и Beatles, и Donovan, и Neal Diamond... Попахивало какой-то даже неразборчивостью. Но со временем все изменилось: музыканты окрепли, заматерели, познали успех... И, конечно, им очень понравилось получать авторские отчисления, которые росли вместе с тиражами пластинок. К тому же на тот момент в группе было двое очень амбициозных новичков, имевших свой взгляд на музыку, и им очень хотелось записывать только собственные произведения. Блэкмор, и без того не слишком довольный изменениями в стилистике ансамбля, не стал тратить время и нервы на уговоры, а решил для разнообразия поработать на стороне, благо под рукой были Elf - команда, находившаяся под патронажем Purple.
Первоначально Блэкмор намеревался записать и выпустить только сингл с двумя песнями - той самой Black Sheep... и новой собственной композицией Sixteenth Century Greensleeves. Однако совместная работа с Ронни Дио пришлась ему так по вкусу, у них, что называется, так поперло, что все вылилось в создание полноценного альбома, а затем и совместной группы.
Но вернемся к песне, из-за которой начался весь сыр-бор. Название "Black Sheep of the Family" - это английская идиома, которая традиционно переводится на русский как "Паршивая овца в стаде". Хотя мне более точным представляется перевод "В семье не без урода". Неважно, суть ясна - перед нами излюбленная рок-музыкантами тема Плохого Парня. Лучше послушаем, что же так вдохновило самого Ричи.
Звучит здорово, конечно - классная мелодия, мощное сопровождение, есть на что глаз положить (в данном случае - ухо)) Смотрим, кто же сочинил такую неординарную вещь. Хмм... На конверте автором значится некий Hammond. Но никаких Хаммондов в составе Quatermass нет. То есть это тоже кавер? Ищем дальше. Поиски приводят нас в 1969 год, когда несколько музыкантов образовали группу и назвали ее The Hill - Холм. Они не были новичками - так, басист Bruce "Bugs" Waddell еще в 1965 году стал участником группы Thunderbirds во главе с Крисом Фарлоу (Chris Farlowe). Он даже написал для босса песню Dawn, причем сделал это совместно с гитаристом Стивом Хаммондом, и это уже теплее. Хаммонд тоже присоединился к The Hill, наряду с клавишником Питером Робинсоном (Peter Robinson) и ударником Колином Дэйви (Colin Davey). Также к команде примкнул известный виолончелист и аранжировщик Пол Бакмастер (Paul Buckmaster). В этом составе группа записала свой дебютный сингл и заключила контракт на выпуск полноценного альбома. Материал для него имелся, но музыканты решили (а может, им посоветовал продюсер) доукомплектовать состав опытным певцом, так как никто из них не обладал ярким сильным вокалом. Сказано - сделано: в группу позвали старого знакомого Криса Фарлоу, и тот не отказал. Фарлоу - личность харизматичная, с глубоким мощным голосом, которым он владеет в совершенстве, так что это было удачное приобретение. Я на всякий случай напомню, что помимо успешной сольной карьеры Крис поучаствовал в таких культовых группах, как Atomic Rooster и Colosseum, записывался с Джимми Пейджем и даже с самим Николаем Арутюновым.
Воодушевленные The Hill засели в студии, и в сентябре 1970 года их альбом "From Here To Mama Rosa" увидел свет. Есть на этой пластинке и композиция Стива Хаммонда под названием, вы не поверите, "Black Sheep". Да, впервые эта мелодия прозвучала именно здесь.
The Hill оказалась группой недолговечной и вскоре распалась, но ее участники не затерялись в неизвестности. В частности, Стив Хаммонд присоединился к Fat Mattress, которую организовал басист Джими Хендрикса Ноэль Реддинг (Noel Redding). Первым делом он выпустил с этой группой сорокапятку со своей песней, которая обрела свое полное имя - Black Sheep of the Family. На яндекс. музыке я эту версию не нашел, поэтому даю ролик с ютуба.
А вот клавишник Пол Робинсон продолжил свою карьеру в прогрессив-группе Quatermass. Но он не забыл своего друга: на альбоме Quatermass записаны аж три композиции авторства Хаммонда (все хороши!)
Итак, к моменту знакомства Ричи с зацепившей его песней существовало три версии композиции. Я почему-то уверен, что Ричи слышал только одну, ту, что сделали Quatermass. Вряд ли он стал бы, как я, производить раскопки и рыскать по музыкальным развалам в поисках синглов и альбомов. (А интернета еще не было!)) Нет, он просто пошел в студию и записал свой вариант. И это обессмертило композицию, потому что в исполнении Rainbow она обрела просто феноменальное звучание. Завывающий вокал Дио, вторящая ему гитара самого маэстро, объем, сумасшедший драйв... Неудивительно, что эта парочка решила продолжать.
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Приятно было вспомнить славные деньки:)