Книга Галины Кудрявцевой «Про ребят, про зверят и волшебную страну» вышла в издательстве Китап в 2013 году. Книга адресована детям дошкольного возраста. Учит она на живых примерах основам человеческого мироощущения, взаимоотношениям детей друг с другом, со взрослым миром и с многочисленными существами, населяющими мир живой природы, часто хрупкими и беззащитными. Любовь и чувство сострадания — основы этого мира.
Рассказ «Аркашина загадка» живописует очень непростые отношения между детьми и пресмыкающимися животными. Помимо чисто художественных достоинств — это как бы пособие в миниатюре для юного натуралиста широкого профиля. По ходу чтения ребенок узнает новые слова: террариум, черный, лаковый — жилье для лягушек, ужей, жаб, змей. Хочется самому хоть немного пожить и отдохнуть в этом мире среди очаровательных существ, рожденных ползать. Такой вполне себе трогательный мир животного реализма.
Но есть в книге и романтические мотивы, волшебное в самой обыденной жизни. Например, новелла «В стране Музыки». Это отчасти мир воображения, в котором девочка легко превращается в бабочку. Кудрявцева открывает и заселяет страну Музыки причудливыми существами. Здесь и бабочки, и диковинные жуки с золотыми валторнами, и божьи коровки с серебряными колокольчиками, и кузнечики с разноцветными трещотками. А повелевает этой страной Мотылек, проводник Алены-бабочки в мир грез. Много в сказке подарков и сладостей. Страна оказывается сном, а пробуждение вызывает в девочке сильное желание непременно найти Музыкальную страну, но уже наяву. Так оказываются связанными мир мечты и реальности, а сон и желание — становятся действительно воплощаемыми.
Книга Кудрявцевой поучает, увлекая симпатичными и понятными дошкольнику персонажами.
На примере незадачливого пса Тузика, из сказки «Как Тузик дорогу переходил», ребенок легко осваивает непростую, но очень полезную грамоту перехода пешеходом проезжей части. Совершенно неожиданно вдруг выясняется, что есть на свете ничем не заменимые светофоры.
Сказка «Простой секрет» раскрывает причину благополучия. Оказывается, она в простом и веселом трудолюбии. А лень и зависть обличаются и посрамляются.
Алексей КРИВОШЕЕВ
Кроме того, в рассказе «Как Мурзик трудиться научился» дается дельный практический совет по преодолению лени. В грубой форме он выглядит хоть и прямолинейно, но бестактно: «Кто не работает, тот не ест». Однако, в сказке все значительно гуманнее и деликатнее. Дело все-таки идет между своими. Кошечка-хлопотунья наставляет братца-соню на труд праведный. И что вы думаете? Пришлось-таки лежебоке Мурзику снарядиться за душистой жирной бараниной и за пряностями для плова на рынок. А потом ещё и в лес за хворостом сходить. Научила Му-ренка Мурзика трудиться. А чтобы узнать, в чем здесь соль, читайте сказку.
Есть рассказ и про белочку, живущую в дупле могучей сосны в уральской тайге. Были у нее друзья звери. Пришли в тайгу люди, а звери ушли. Любопытная белочка осталась одна и подружилась с добрыми людьми. Тайгу потеснили, дорогу проложили. Затосковала белочка. А что стало дальше, читайте сами.
Менее удачна сказка «Лесная полянка». Хотя с точки зрения поиска козла отпущения, она вполне убедительна психологически. За все грехи в лесу виноватым почему-то оказался один волк. То, что он порубил и пожег полянку, он, конечно, глубоко неправ. А еще гурман зайчат наловил — шашлыки жарить. Ну, а разве медведь, который собрался его за все это высечь, сам — вегетарианец? А с ним вместе и вся негодующая зверобратия — лиса, кабаны — разве святые? Если остальные животные вегетарианцы — то это надо было показать. Из сказки мы ничего об этом, увы, не узнаём. Если они такие же, как и волк, то затевалась всего лишь очередная банальная расправа над очередным «козлом отпущения». Никакого самоусовершенствования. Читатель может только
догадываться, что волк здесь — суть басенная аллегория нувориша, любителя жирно покушать в лесу, обгадив при этом всю поляну. Приходится додумать за автора, что прокурор и судья в одном лице — медведь, сам не ест, не пьет, а только и озабочен тем, что наводит в лесу порядок, выявляя и казня злоумышленников, исключая, разумеется, самого себя, любимого. Нечестно. И кабаны с известной прохвосткой лисой в данном контексте отнюдь не вызывают симпатии. С какой стати они так дико возмущены поведением волка — хулигана и живоглота? В общем, ясно, что волк бандит и людоед, но к остальным зверушкам у читателя все же остается целый ряд понятных вопросов.
И хотя теория морального превосходства коллектива над отдельной личностью на практике слишком часто дает непозволительные сбои и приводит к некрасивым расправам и кликушеству — в рассказе «Как Антон свое имя потерял» она выглядит более правдоподобно, чем в мутной истории
с волком. Мальчик в этом рассказе сверх меры наделен необузданными задатками отчаянного полемиста. И вовсе даже не из вредности он все делает наоборот, но так он видит свою сверхзадачу, свою роль в этой жизни. Он все подвергает сомнению. Ничего, так сказать, не принимает на веру, а в каждом побуждении окружающих он целеустремленно и едко сомневается. Он не желает быть марионеткой ни в чьих руках и постепенно обрезает все нити, на которые подвешивает его этот мир. Он стоически пренебрегает всеми издевательствами добрых обывателей из числа родных и близких, пока не сталкивается, наконец, с окончательным и уже непереносимым для себя испытанием. Унизительную кличку «Наоборот», данную ему неоригинальными людьми, несоглашенец-ни-с-чем выдержать уже не в силах. Он вдруг прозревает и ему становится стыдно за свое немотивированное недоверие к милой обыденности. Подобное событие происходит с героиней Л. Кэрролла Алисой. Потеря так называемых общего и здравого смыслов приводит ее к потере собственного имени и — прямиком — в страну чудес! Испытание опасное, со всеми вытекающими: Шалтаями-Болтаями, мартовскими котами, кроликами и даже мышкой. Но только оно и является поистине захватывающим. А наш герой Антон в силу коллективистического (среднестатистического), но твердого сознания быстро отказывается от своего банального непослушания. С ним ничего не происходит. В отличие от Алисы он не имеет своего внутреннего мира. Вся индивидуальность Антона оказалась всего лишь пустым противоречием, внешне детерминированным, не более. Мальчик напрочь лишен творческого воображения. Голое противостояние полемиста, внутренне обделенного чудесной страной.
И последний рассказ в книге — «Подарок», про незадачливую девочку Зульфию, помявшую в ладошке божьих коровок. Она всего лишь хотела сделать подружке подарок, а не навредить хрупким существам. Такова фабула, полная любви и жалости к братьям меньшим.
В целом книга представляет классический образчик. И по части художественно-методического направления, и оформлена она соответственно. Не броско и со вкусом. Оформительские рисунки Глеба Голубева выдержаны вполне в советском мультипликационном стиле. А мультфильмы у нас были замечательные. В общем, книга не делалась с целью конкурировать с современными броскими издательскими технологиями, но на свое скромное место на книжной полке, думаю, она вполне может рассчитывать.