Митрополит Филипп. Вспомните, что вы знаете о его святительских подвигах?
Уверен, что абсолютно ничего! Я утверждаю это так твердо потому, что о святительских подвигах митрополита не знает вообще никто. Даже я! Между тем, святой Филипп, как и большинство любимцев Ивана Грозного являлся личностью чертовски неординарной.
Начать рассказ об этом гении следует с 1548 года — когда архиепископ Новгородский Феодосий посвятил 41-летнего Филиппа в игумены Соловецкой обители, вручив в его полную власть два десятка послушников и россыпь мертвых скал посреди холодного северного моря.
Что бы вы сделали на месте новоявленного настоятеля? Молились о ниспослании божьей милости?
Игумен Филипп поступил иначе — он построил на ближайшем стекающем в море ручье мельницу. Между тем мельница в XVI веке — это аналог современного подключения к электричеству. Сиречь — двигатель для любых станков и механизмов. Филипп запустил на водяном приводе лесопилку и поставил на берегу моря сразу 6 солеварен. Соль для тех времен — товар стратегически, продавалась хорошо. Выручку игумен потратил на прокладку каналов от других островных озер к монастырю. Каналы стали путем для транспортировки леса и дополнительной водой. Лишняя вода — это дополнительная мощность на валу мельницы, дополнительная выработка.
Вскоре дров стало пилиться так много, что игумен начал раздавать их крестьянам — в обмен на соль.
Надо думать, крестьяне были в восторге. Для холодных северных краев дрова — это жизнь. Соль же — побочный продукт. Черпнул воды в море, поставил котел в печь — и в доме тепло, и соль вываривается. Так что прибыль в монастырскую казну потекла потоком.
Что бы вы сделали на месте игумена? Стали как сыр в масле кататься? Молиться и семгой копченой закусывать?
А вот фигушки! Почивать на лаврах — оказалось не в характере нашего героя. Подкопив серебра, он вырыл у самых стен монастыря искусственный пруд, позже названный «Святым озером», куда посредством целой сети проложенных каналов и была подведена вода из 52-х островных озер. Благодаря чему мощность монастырской мельницы выросла примерно до 300 л. с.
Определить это оказалось возможно в 1909 году, когда на месте мельницы святого Филиппа была смонтирована одна из первых в мире ГЭС мощностью 60 л.с. Учитывая дохленькое КПД тогдашней техники, в полезную работу превращалось от силы 20% от изначально доступной энергии.
Игумен Филипп подключил к мельнице кузнечные меха и молоты — и начал перерабатывать железную руду, используя в качестве топлива залежи торфа. А чтобы добро не пропадало зря — в монастыре заработала промышленная кузня с механическими молотами.
Запустив железное производство — игумен научился лить пушки и колокола, после чего построил кирпичный завод, затем смонтировал сухой док и судостроительную верфь. А когда в море вышли монастырские корабли — организовал переработку добываемых на них тюленьих туш. Одновременно, пользуясь ставшими обширными и доступными благодаря новым дорогам пастбищам и сенокосам, настоятель завел скотный двор, предпочитая держать на нем неприхотливых лапландских оленей. Мясо шло на столы, из шкур работники стали шить платье и обувь для братии в устроенных им же мастерских. Навоз от расплодившегося скота вывозился на поля — и почвы наконец-то стали плодородными. Урожаи выросли многократно.
Надо сказать, о делах духовных настоятель Соловецкой обители тоже не забывал — игумен Филипп собрал богатую библиотеку и организовал типографию, печатая уже свои богослужебные книги, и сверх того завел мастерскую иконописания. Вместе с этим Филипп заменил все деревянные монастырские постройки кирпичными; возвел двух- и трехэтажные братские дома, больницу, учредил скиты и пустыни для желающих безмолвия. Затем, уже набив руку и набравшись опыта — один за другим воздвиг два величественных собора: Успенский и Преображенский с приделом во имя святых Зосимы и Савватия.
Причем последняя церковь стала самым большим в мире православным храмом!
И само собой — игумен построил для братии самую большую на Руси монастырскую трапезную!
Согласно упорным слухам, Филипп является изобретателем одного из типов механических жаток, молотилки, разработчиком многих иных систем и механизмов. Но сейчас уже невозможно узнать, что именно игумен Соловецкого монастыря создал сам, а какие научные и технические достижения нашел в других источниках. Однако именно при нем на островах и в поморских вотчинах обители появились новые хозяйственные и промышленные сооружения, это им были введены многие механические усовершенствования в производствах и промыслах.
Знаменитый Леонардо да Винчи оставил после себя лишь охапку пожелтевшей бумаги с забавными чертежами и рисунками. Настоятель Филипп за 18 лет своего игуменства превратил Соловецкий архипелаг из россыпи голых и нищих островов — в передовой технопарк и центр культурной жизни всего русского севера. В те самые Соловки, которыми мы так восхищаемся сегодня.
Современное Сколково на фоне достижений епископа Филиппа — жалко отдыхает, плача от зависти.
В 1558 году случился скандал. Внезапно выяснилось, что Соловецкий монастырь в одной только Вологде продает 10000 пудов соли в год. Вместо 6000 пудов, вообще разрешенных церкви к беспошлинной торговле. Разбираться пришлось лично государю — и надо думать, государь изрядно обалдел, узнав о происходящем в северных краях. Оценив размеры достижений и уровень развития технопарка — Иван Грозный увеличил размеры льгот для Соловецкой обители до 10000 пудов, даровал ей право на беспошлинные закупки и перевозки всего потребного и сверх того приказал выдать игумену Филиппу 1000 рублей на строительство нового храма.
Прошло 7 лет. В мае 1566 года, сославшись на немощь, кафедру покинул митрополит Афанасий — и за высший титул церковной иерархии тут же началась жестокая схватка между зажравшимися знатными епископами. Звание митрополита внаглую присвоил себе архиепископ казанский Герман — он даже переехал в митрополичьи покои! У Германа это звание оспаривал епископ новгородский Пимен по прозвищу Черный.
Покуда именитые святоши грызлись между собой, Иван Грозный по ложному поводу — как бы для духовного совета — вызвал откуда-то из провинции никому неизвестного худородного настоятеля. И внезапно объявил православным иерархам, что именно этот северный ремесленник и должен стать новым всерусским митрополитом!
Филипп от подобной чести немедленно и категорически отказался! Он ведь, понятно, дураком не был и все отлично понимал. Из собственной промышленной империи, в которой являлся единовластным властителем — святого инженера тащили в столичный гадюшник, в котором он был не просто чужим для всех. В Москве он для всех был врагом!
Литераторы 16 века утверждают, что Филипп даже плакал, умоляя Иоанна: «Не разлучай меня с моей пустыней; не вручай малой ладье бремени великого!»
Но царь смог настоять на своем.
Если верить энциклопедии «Брокгауз и Ефрон» — церковные иерархи, которых так боялся Филипп, смогли по указанию Ивана уговорить несчастного уступить царю. Причем, после долгих переговоров, был составлен соборный приговор, в котором Филипп «дал своё слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять»
25 июля 1566 года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру московских митрополитов.
Смирившийся с неудачей архиепископ Герман покинул митрополичьи покои и вернулся в Казань. Но вот новгородский епископ Пимен решил побороться за вожделенный пост и послал в Соловецкую обитель спецкомиссию — копать на первосвятителя компромат.
Учитывая любовь Филиппа к передовым научным и техническим разработкам своего времени — комиссии нашлось на что посмотреть и чему удивиться. Меха сами собой в печи дуют, молоты сами собой по наковальням стучат, повозки сами собой сено стригут, урожаи на холодных каменных скалах богаче чем вокруг Москвы...
Воистину — колдовство на колдовстве!
Вот с этими выводами комиссия через год и вернулась.
4 ноября 1568 года епископ Пимен созвал апостольский собор ради церковного суда. Иерархи ознакомились с доводами следователей — и свели митрополита с кафедры за колдовство.
Да-да, именно так быстро все и случилось. Царский ставленник вылетел со своего места всего через два года после того, как государь поднял его из полного провинциального забвения на высший церковный пост!
Как поступил Иван Грозный?
Правильно — царь всея Руси такого поворота не стерпел, и своею монаршей волей вернул Филиппа на кафедру. Грубо, тупо и прямолинейно. Государь он, или не государь?
Митрополит вернулся.
Однако спустя 4 дня, в день архистратига Михаила, после того, как в Успенском соборе закончилось богослужение и царская свита покинула храм — в церковь ворвалась толпа гопоты, которая, размахивая соборным приговором, схватила первосвятителя, сорвала с него одежды, избила и увезла его в Богоявленский монастырь.
Среди гопников свидетели опознали Алексея Басманова, его сына Фёдора, князя Афанасия Вяземского, а также нескольких земских дьяков, включая Ивана Висковатова. Алексей Басманов, Иван Висковатый и Афанасий Вяземский за эту выходку были казнены. Чем отделались прочие изменники — неведомо. Но из документов Разрядного приказа они исчезли начисто.
После этого открытого бунта царю стало понятно, что вернуть своего ставленника на кафедру будет не так-то просто. Архиереи смогли очень наглядно ему доказать, что намерены жить по своим законам. Не войной же Иоанну на собственную Церковь идти?!
Единственное, что смог сделать государь — так это приставить к своему соратнику охрану и назначить ему денежное содержание размером в 12 копеек в день. Немаленькие, кстати, деньги по тем временам. Пуд ржи — 16 кг — стоил в середине 16 века всего 5 копеек.
И плюс к тому — царь заблокировал все попытки свергнувших митрополита иерархов занять освободившееся место, возведя на кафедру опять же худородного настоятеля Троицкого монастыря игумена Кирилла.
Иерархи отомстили, как смогли: осенью 1569 года митрополит Филипп был убит собственным телохранителем — приставом Стефаном Кобылином.
Итог митрополитству святителя Филиппа и заговору против него подводят святые Четьи-Минеи (за январь, в день памяти святого Филиппа):
"Царь... положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (митрополита) казни. Несчастный архиепископ Новгородский Пимен, по низложении с престола, был отправлен в заключение в Веневский Никольский монастырь и жил там под вечным страхом смерти, а Филофей Рязанский был лишен архиерейства. Не остался забытым и суровый пристав святого — Стефан Кобылин: его постригли против воли в монахи и заключили в Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенском. Честолюбивый игумен Паисий, вместо обещанного ему епископства, был сослан на Валаам, монах Зосима и еще девять иноков, клеветавших на митрополита, были также разосланы по разным монастырям, и многие из них на пути к местам ссылки умерли от тяжких болезней".
В русофобской среде принять утверждать, будто бы между государем Иваном Грозным и митрополитом Филиппом имелись некие разногласия. Однако единственный сохранившийся документ, раскрывающий отношения государя и святителя Филиппа — митрополичья грамота, написанная осенью 1567 года и адресованная Кирилло-Белозерскому монастырю — содержит только похвалы от первосвятителя Ивану IV. В этой грамоте святой Филипп восхваляет и благословляет царя «со всем воинством», (в том числе с опричниками), как самоотверженных борцов за христианскую веру.
Что до побасенок об устных размолвках царя и его ставленника...
Как утверждают честные специалисты, посвятившие себя изучению биографии митрополита и служению господу, то: «Если говорить о «строго научном подходе», то нет вообще никаких доказательств, что многочисленные «обличительные» речи митрополита, приводимые в различных его житиях, были им вообще когда-либо произнесены.» (Митрополит Иоанн Снычёв, Русская Симфония, СПб., 2004, с.158).
Учитывая все вышеизложенное, возникает вопрос: а откуда взялись откровенно бредовые слухи, будто бы митрополита задушил Малюта Скуратов его же собственной подушкой?
Истоки этой побасенки историкам хорошо известны.
В конце 16 века престарелый Стефан Кобылин, отбывающий на Соловках пожизненный срок за убийство митрополита, и сидящие там же монахи, оболгавшие митрополита во время суда, устроили маленькую месть от еще живых уголовников своему покойному судье — и написали «житие» святого Филиппа, в котором свалили свои преступления на боярского сына Скуратова.
И это — единственный источник, на котором танцуют свою русофобскую джигу шарлатаны от истории.
Так давайте все вместе сделаем маленькую гадость нашему Министерству образования -- и запомним святителя Филиппа таким, каким он был на самом деле! Человеком труда и совести, великого ума и трудолюбия, никогда никого не предававшим своего государя. Самым образованным, деятельным и талантливым изобретателем своего времени. Великим чародеем, сумевшим превратить в земной рай даже ледяную каменную пустыню, заброшенную в середину холодного соленого моря.
История не знает сослагательного наклонения — и нам никогда не узнать, каковой могла бы стать Россия, оставшись в умелых руках хозяйственного первосвятителя-технаря хотя бы на 20-30 лет. Филипп умел творить настоящие чудеса! И по справедливости — святой Филипп просто обязан считаться небесным покровителем русских ученых и инженеров!
Полностью этот материал доступен на видео,
Если же вы хотите полностью погрузиться в атмосферу XVI века — читайте серию «Честь проклятых», в которой митрополит Филипп является одним из главных героев.