Найти тему
Epistola non erubescit

Настольная игра "Королевское времяпрепровождение купидона или Занимательная игра змеи"

Royal pastime of cupid, or Entertaining game of the snake, 1794
Royal pastime of cupid, or Entertaining game of the snake, 1794

Начиная со средних веков и до середины XIX веках широкое хождения имели нравоучительные настольные. Они помогали взрослым и детям через игру развивать нравственность. Но к XVII веку можно говорить о том, что взрослые скорее предпочитали играть в азартные игры, а тема воспитания и наставления полностью была обращена к детской и юношеской аудитории. В подобных играх широко использовались аллегории показывающие добродетели и пороки.

Галантная французкая "Игра любви и брачных уз" 1825г. игра расписывает цикл любовных отношений от первой встречи до брака, ну или как повезет.
Галантная французкая "Игра любви и брачных уз" 1825г. игра расписывает цикл любовных отношений от первой встречи до брака, ну или как повезет.

С участием Амура и наставлением как надо правильно вести себя в любовных отношениях было издано большое количество подобных игр. Но меня заинтересовала задорная игра для юношества ходившая по Европы без малого два века - "Королевское времяпрепровождение купидона или Занимательная игра змеи".

Голландская версия игры 1625 года.
Голландская версия игры 1625 года.

Играть в эту игру нужно на игровом поле при помощи двух игральных костей, которые определяют ход, причем на костях есть пустые грани, которые делают пропуск хода. В игре могли участвовать от 2 до 10 участников.

Самое любопытное в этой игре это значение ставок за определенные номера:

Игра начинается с того, что игроки договариваются о том, на что будет вестись игра и какие они делают ставки. В некоторых местах игроку необходимо поставить дополнительную ставку:
"Тот, кто бросает 38, должен пировать с Купидоном, выплачивающим свою долю, то есть столько, сколько он ставит первым, и должен оставаться там до тех пор, пока его компаньоны не сыграют".
30 клетка с изображением фонтана
30 клетка с изображением фонтана
"Если вы оказались в клетке 30, вы должны вымыться в фонтане до тех пор, пока кто-нибудь еще туда не угодит".
"Если вы попали на клетку 59, то оказались в бутылке, и должны выпить бокал и заплатить за него, до следующего хода".

Самая ранняя версия игры была выполнена в Антверпене в 1620 году.

Первая испанская версия игры (Антверпен тогда был частью испанской империи)
Первая испанская версия игры (Антверпен тогда был частью испанской империи)

Спустя 20 лет игра распространилась во Франции и была издана в Амстердаме.

Богато украшенная французкая версия игры 1640г.
Богато украшенная французкая версия игры 1640г.

К концу XVII века игра пришла в Англию, где вместо Голландского Амура на коньках посреди гуляния в центре игры получила Амура за заточкой стрел.

Один из вариантов оформления центра игрового поля.
Один из вариантов оформления центра игрового поля.

Проходя от головы до центра змеи игроки ощущали все прелести приключений с Амуром и в фонтане и в лабиринте и за столом.

Сайт с описанием игры.