Найти в Дзене
Основной аэродром

Самолёты, которые могли садиться брюхом кверху

Оглавление

Одной из любимых книг у меня в детстве были «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова. Недавно как-то вспомнил о чудо-машине Шурупчика с фисташковым охлаждением и 8 колёсами. 4 колеса были установлены снизу и 4 сверху — для того, чтобы автомобиль мог ехать, если перевернётся. Мелькнула шальная мысль — а были ли самолёты с таким шасси? И оказалось, что у Шурупчика нашлось два последователя среди авиаторов.

Автомобиль Шурупчика. Фото: художники В. и К. Григорьевы
Автомобиль Шурупчика. Фото: художники В. и К. Григорьевы

Моноплан "Libelle"

Немецкий пионер авиации – инженер Ганс Граде — в 1909 году создал моноплан оригинальной конструкции "Libelle" («Стрекоза»). Лётчик размещался в люльке под крылом, а впереди и выше бешено вращал винт четырёхцилиндровый двигатель. Аппарат показал хорошие лётные качества и принёс своему создателю победу в конкурсе Карла Линца и 40 000 рейхсмарок в качестве приза.

Ганс Граде в «кабине» своего моноплана. Фото: Bundesarchiv
Ганс Граде в «кабине» своего моноплана. Фото: Bundesarchiv

Мир постепенно знакомился с таким явлением, как аэробатика — демонстрация фигур пилотажа зрителям. В 1913 году Адольф Пегу на Blériot XI выполнил мёртвую петлю и начал гастролировать с этим номером по Европе — Англия, Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Италия, Норвегия, Россия и Румыния. Германские авиаторы захотели повторить трюк, чтобы ни в чём не уступать французам.

Именно «Стрекоза» Ганса Граде и легла в основу нового акробатического аэроплана. Для того, чтобы сделать самолёт безопаснее, были выполнены существенные доработки. Теперь лётчик сидел на более привычном месте между половинками крыла, двигатель развернули цилиндрами вниз и самое главное — было установлено дублирующее шасси. Теперь, при необходимости, можно было совершить посадку и брюхом кверху. 1 апреля 1914 года газета Berliner Zeitung выпустила заметку о том, что известный немецкий лётчик Густав Твир на новом аэроплане выполнил петли ничуть не хуже Адольфа Пегу.

Лётчик Густав Твир сидит в аэроплане Граде. Фото: Luftfahrthistorisches Archiv Martin Frauenheim
Лётчик Густав Твир сидит в аэроплане Граде. Фото: Luftfahrthistorisches Archiv Martin Frauenheim

Pitts S-2 Double Take

Ждать повторения такой конструкции пришлось целых 70 лет. Потомственный авиатор Крейг Хоскинг задумался о создании самолёта своей мечты. К тому времени за плечами Крейга был опыт пилотирования вертолёта, лёгких самолётов и тренировки с Клинтом МакГенри, чемпионом США по аэробатике. Для переделки был выбран популярный аэробатический биплан Pitts Special S-2.

Pitts Special. Фото: Charlie Jackson
Pitts Special. Фото: Charlie Jackson

Купив самолёт, в 1984 году Крейг вместе с друзьями приделал к нему второе шасси. В отличие от «Стрекозы» Граде, Хоскинг собирался регулярно взлетать и садиться в перевёрнутом положении. Чтобы все системы биплана могли нормально функционировать при полёте брюхом кверху, понадобилась серьёзная доработка. По воспоминаниям самого пилота изменения были внесены в «топливную систему, аккумуляторные батареи, тормоза, масляную систему двигателя». Получившийся самолёт назвали Pitts S-2 Double Take.

После нескольких лет полётов, в 1988 году Крейг Хоскинг на Double Take завоевал награду за самый зрелищный пилотаж, присуждаемую Международным советом авиашоу. Сегодня этот диковинный самолёт стоит в одном из авиационных музеев США, но Крейг периодически берёт его полетать — в основном для съёмок в кино.

Крейг Хоскинг совершил посадку на своём Pitts S-2 Double Take. Фото: airportjournals.com
Крейг Хоскинг совершил посадку на своём Pitts S-2 Double Take. Фото: airportjournals.com

Понятное дело, что особой практической ценности такая конструкция дублирующих шасси не несла. Тем не менее самолёты получились интересными и, что немаловажно, реально летавшими.

Дорогой читатель, а какие примеры подобных параллелей техники из детских книг и реальных летательных аппаратов ты знаешь? Поделись в комментариях.

Спасибо за внимание!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com