!NB! Осторожно! Сюрреализм — тяжелый наркотик, вызывающий сильное привыкание. Если не уверены в том, что уверены, пожалуйста, не начинайте читать то, что уже начали.
Факт № 1
Сюрреализм — не литература.
Да-да. Именно так. Сюрреализм — это течение, направление и прочие “ие”. Более того, направление, претендующее на Революцию. Теория сюрреализма начинается с фразы: “У нас нет ничего общего с литературой. Но мы, как и все, способны, в случае необходимости, воспользоваться ею”. Потому в данном случае не сюрреализм — инструмент для отражения лит.мысли, а литература — инструмент для донесения сюрреальности. Впрочем, в данном контексте слово “донесения” неуместно.
Я бы даже сказала, что… Сюрреализм — это особая философия, даже конфессия, где высшим дао является слом рамок реальности.
Факт № 2
Сюрреализм — это возвращение к “я”. Погружение в “я”.
Освобождение сознание и духа — одно из важнейших задач сюрреалистов.
“Они хотели протянуть нити от самых глубин “я” к космосу и обратно, связать все и вся в один узел, найти “ключ”, которым можно было бы отпереть вселенную, все ее помещения” (с) Леонид Андреев
Факт № 3
В начале 20го века сюрреализм походил на политическую партию. У них даже был вождь — Андре Бретон.
Сперва процитирую Макса Эрнста:
“Бенджамен Пере, в своей роли посланника вождя, предстал в моем доме… в декабре 1938 года с поручением сообщить мне, что из-за политических соображений каждый член сюрреалистической группы должен взять на себя обязательство саботировать поэзию Поля Элюара всеми средствами, которыми он располагал. Приказ вождя. Всякий отказ повлечет исключение”.
Вот она — диктатура сюрреализма — во плоти :)
Факт № 4
Сюрреализм — мост в реальность. Нет ничего реальнее сюрреализма.
Звучит абсурдно, не правда ли? Но в данном случае под реальностью подразумевается натурализм и интуитивизм, истинные сюрреалисты отрицали материальность реальности. Для них истинный мир заключался в “сначала расщеплении, разрушении иллюзии реальности в искусстве, дадаистской дезинтеграции составляющих иллюзию элементов, расстройстве всех чувств”.
Иными словами: для каждого истинного сюрреалиста сюрреальна именно реальность. Грубо говоря, это как отражение в зеркале, являющееся оригиналом по мнению отражения.
Факт № 5
Сюрреализм нередко сравнивали с алхимией.
Поиск философского камня, вечного бессмертия (внешняя алхимия) переплетается с трансмутацией духа (внутренняя) и зачастую выливается в искусство “членов сюрреалистической партии”. А глубинная (оккультная). сущность веществ плавно переходит в метафору элементов (слово, мазок).
Факт № 6
Сюрреализм = анархия.
Мама — анархия. Папа — стакан портвейна. Мама сюрреализма — революционная эпоха, папа — дадаизм. Первый манифест дадаизма датируется 14 июлем 1916 года. И об этом стоит рассказать поподробнее.
В заголовке “Манифеста господина Антипирина” было использовано слово “dada”:
“«Дада» взято из словаря. Все ужасно просто. По-французски оно означает: конек, любимое занятие. По-немецки: адье, прощай, будь добр, слазь c моей шеи, до свидания, до скорого!”
Составитель манифеста — Тристан Тцара (тот самый господин Антипирин) — говорил:
“Я пишу манифест, и я ничего не хочу, я говорю между тем кое-что, и я в принципе против манифестов, как я и против принципов”.
Этими словами он пытался подвести к главному принципу дадаизма: “дада ничего не означает”, “порядок = беспорядку”, “я = не мне”, “утверждение = отрицанию”.
Черт, да чтоб сложить весь этот калейдоскопический паззл мне не хватит слов. Просто закройте глаза и представьте, что Все в мире связано, что это имеет огромное значение для Всего, но при этом Ничего не означает.
А еще антипирин — жаропонижающее лекарство, средство от головной боли ;)
И в заключение факта дважды процитирую. Сперва Рихарда Хюльзенбека:
“Хорошо, что ты не можешь и, вероятно, не должен понимать дада”.
А потом:
Я поманю Тебя о помяну
Поминки соопровождает дача
О дача эта прямо неудача
Минуть бы ан минуть без тэ мину
У ми ну до фасоль ре ми фа до
Додо тебе дада клиторатуре
Халтуре туры всякие атуры...
(с) Борис Поплавский, «О жупел мужа жалости лишай...»
Факт № 7
Для того, чтобы открыть все грани сюрреализма необходимы наркотики. И не необходимы.
Я всецело могу понять вопросы: “Что употреблял автор?”, “На чем он сидит?” при прочтении некоторых сюрр-их произведений. Вот только не наркотики расширяют сознание и раскрывают угол зрения до 360 градусов, а сам человек. Наркотики могут этому помешать. Не употребляйте наркотики. Употребляйте reve — проникайте в matiere mentale.
Факт № 8
Сюрреализм — симуляция.
“Это противоречит большинству предыдущих фактов” — скажете вы.
“Нихрена” — отвечу я.
И приведу пример, а дальше сами думайте. Разделим христианство на православие и католицизм (да, я знаю, что христианство можно делить бесконечно). Так делится и сюрреализм. Вот только если Бретон — это фанатик от православия, то Арагон (автор “Волны грез”) скорее лайтовый католик. Если Бретон воспринимал сюрреализм всерьез, то Арагон, скорее, как поэтическую фантазию.
“Я ничего не жду от мира, я не жду ничего от ничего. Великая бесцельность, пенящееся море, я твоя источенная скала. Вздымайся, вздымайся, дитя луны, о прилив: я тот, кто изнашивается, и пусть меня уносит ветер” (с) Луи Арагон
Факт № 9
Сюрреальность довольно тесно связана с фрейдизмом.
При погружении в собственное “я” многие сюрр-сты пользовались приемами психоанализа. Если говорить более детально, то речь идет о произносимой мысли (pensee parlee).
Но если Тцар (папа-дада) говорил, что мысль рождается во рту, то Бретон уточнял: мысль рождается в процессе говорения, но не желает ничего общего иметь с разумом, с сознанием, с осознанием.
Факт № 10
Сюрреализм автоматичен. Погрузиться в грезы может каждый.
Я не смогу сказать лучше, чем Бретон:
“Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий в виду выражение, или устно, или письменно, или любым другим способом, реального функционирования мысли. Диктовка мысли, при отсутствии какого бы то ни было контроля со стороны разума, все какой бы то ни было эстетической или моральной озабоченности…”.
И сразу процитирую 4-ый Манифест для того, чтобы преподнести рецепт для сюрреалистического творчества:
- Приведите себя, насколько можете, в состояние наиболее пассивное, или воспринимающее.
- Абстрагируйтесь от вашего гения, ваших талантов и всех прочих.
- Скажите себе, что литература — одна из самых печальных дорог, ко всему ведущих.
- Напишите быстро, без заранее намеченной темы, достаточно быстро, чтобы не сохранить в памяти и не пытаться перечитать.
И в качестве итога я скажу, что ничего не скажу. Просто отмечу: Сюрреализм — механизм познания, а не донесения чего-либо ;))