Синхронно с развитием человеческого интеллекта развивается и усложняется психика. Возникают внутренние, внутриличностные, конфликты. Каждый эволюционный этап, пройденный нашими предками, оставил след в психике, и доступен для наблюдения психологами в каждом из нас.
Отчуждение от неживой природы (*Эпоха анимизма)
Первому этапу предшествовало скачкообразное развитие интеллекта (вызванное увеличением массы мозга около 2,5 миллионов лет назад).
Человеческий индивид начал понимать, что он не такой, как неживая природа вокруг. Этот факт был четко осознан и прочно укрепился в психике – произошло отчуждение от неживой природы. Первыми Богами стали неодушевленные предметы: Солнце, Луна, звёзды, гром, горы, ветер и так далее. Все то, от чего человек был зависим, что его впечатляло.
Возникло противоречие, человек чувствовал свое отличие, но нуждался в еде, воде, защите от непогоды и постоянно был вынужден преодолевать стресс (страх) взаимодействия с чуждой неживой природой.
Это был этап анимистических религий (анимизма). Человек молился Богам природы и верил, что его не убьет молния, что найдет вдоволь воды, вновь взойдет и обогреет Солнце. Анимизм разрешал возникшие противоречия, воссоединял человека с неживой природой и успокаивал его.
Образы Богов природы отразились в культуре древнего человека. Факт изобретения молитв (и в целом культа, процедуры поклонения) был направлен на преодоление стресса, позволял успокоить чувство видового одиночества, т.е. воссоединял, сглаживал произошедший разрыв.
*Английский этнограф и культуролог Эдуард Тайлор, введший понятие анимизма в науку, понимал его и как первоначальную стадию развития религии вообще. С другой стороны, он же пытался проследить дальнейшее развитие анимистических представлений в мировоззрении высококультурных народов. Впервые же этот термин употребил немецкий учёный Г. Э. Шталь. В сочинении «Theoria medica» (1708) он назвал анимизмом своё учение о душе как некоем безличном жизненном начале, лежащем в основе всех жизненных процессов.
Отчуждение от животного мира (Эпоха тотемизма)
Вид homo эволюционировал, интеллект рос. Человек стал понимать, что он не такой, как другие животные. И богами стали животные. Это объединяло людей в племени и успокаивало.
Вскоре человек стал понимать, что он не такой, как окружающие его люди: потребовались термины Я, ВЫ и ОНИ. Произошло отчуждение его от других людей. Одним источником тревоги стало больше. Язычество разрешило эту проблему, к Богам-животным добавились Боги-люди.
В наиболее развитой форме язычество проявилось в древнегреческой культуре и мифологии, которая является богатым духовным источником и в наше время. Возможно, людей с выдающимися качествами, из числа важных для выживания, было не так много, и считалось, что те, кто ими обладает, пользуются покровительством богов или ведут от них происхождение. Это герои, как правило, полубоги-полулюди. Смертны, как люди, и могущественны, как боги (Ахилл, Персей, Геракл и другие), в разных областях человеческой деятельности.
Важно, что к этому моменту понятие Бога стало естественным для человека, даже у каждой профессии в древних государствах были собственные Боги-покровители.
Отчуждение от собственного тела (Эпоха религии души)
При дальнейшем развитии цивилизации, усложнении процесса воспитания усложнилась структура личности и духовная жизнь человека.
Мощь интеллекта и духа далеко превзошла возможности смертного тела. Возникло отчуждение человека от самого себя. Появилось представление, что в одном человеке сочетаются смертное тело и бессмертный дух.
Появление монотеистических религий и, в частности, иудаизма и его основных эволюционных ветвей: христианства и ислама, нашло способ побороть отчуждение. «Я Господь, Бог твой... Не делай себе кумира... Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...» - заповеди. Заповеди давали ответы на естественные вопросы человека, возникавшие после каждого этапа отчуждения. Кто создал мир вокруг, кто создал меня и так далее. Каждая религия, оперировавшая понятием Божественного Духа, имела свод или писание, в котором, в виде заповедей, давала ответы на все отчужденческие вопросы: как воспринимать мир вокруг, как относиться к людям, как относиться к самому себе.
Эпоха верховенства Разума
К 18 веку накопленных знаний человеку оказалось достаточно, чтобы поставить под сомнение религиозные догмы о существовании Бога.
Человек начал посредством научных методов понимать природу мира вокруг него, его самого, в 20-м веке глубоко продвинулся в понимании природы человеческих взаимоотношений и индивидуальной психологии. Это дало возможность самостоятельно, с помощью знаний, решать естественные личностные конфликты, достигать внутреннего равновесия.
Научный метод познания на данный момент самый прогрессивный метод. Современная наука научилась отделять объективное от субъективного, имея в своем распоряжении четкие представления об их природе. Но человек, есть человек. Наука не способна, в некотором смысле, пошатнуть принципы работы мозга, у которых была фора в миллиарды лет, в следствии чего мы иногда не в состоянии понять некоторые процессы в природе (квантовая наука, астрофизика, физика элементарных частиц и т.д.), тем самым начиная обращаться к более низшей форме познания, вводя дополнительные сущности и прочее.
Сегодня это основное направление эволюции социума. Но все еще нерешенными остаются конфликты гендерного и расового разделения.