Найти в Дзене

ПОВЕЗЛО

С 1980 по 1985 годы я служил В ГСВГ, на должности помощника оперативного дежурного по боевому управлению командного пункта ПВО 8гв. Армии. По молодости у меня руки зудели, поэтому сам принял частичное участие в монтаже электрооборудования и связи мобильного запасного ЦБУ (центр боевого управления) командного пункта ПВО армии. Он был смонтирован на базе автомобиля КРАЗ-255, на самовольно удлиненную раму которого была смонтирован КУНГ из-под комплекта аппаратуры АСУ «Воздух-1П». Кто сталкивался с этим оборудованием, может себе представить эту комбинацию. Вот на этом чуде технической мысли часто приходилось ездить старшим машины в составе расчета запасного КП на учения. Из-за того, что КУНГ был очень длинный и сильно свешивался назад, перед машины был приподнят и при быстрой езде казалось, что она взлетает. Но больше всего неудобств доставляла высота этого монстра.

При боевой работе расчета ЗКП без нас, штатных офицеров КП, офицеры управления ПВО армии на учениях испытывали затруднения, все-таки они имели слабые навыки боевой работы за планшетом ПВО. И секретка ЗКП (тревожный чемодан) числился на мне, со всеми шифрами, кодами и расписаниями смены кодировки сетки ПВО. Поэтому мне приходилось участвовать почти на всех армейских и групповых учениях. По югу ГДР изучил дороги на все полигоны и не только... Часто один водил колонну радиотехнического батальона из комплекта запасного командного пункта, т.к. командование батальона уходило в составе основного полевого управления армии. Учения редко доводили до конца, и поэтому для нас «война» иногда заканчивалась развертыванием, налаживанием связи и по окончанию учений возвращались в расположение.

В ходе одних из учений был запомнивший случай. Тогда конечно не смешно совсем было. Подняли нас по тревоге, кажется даже в новогоднюю ночь толи на 1983, а может на 1984 год - точно уже не помню. Тревогу объявили действительно неожиданно. Мне на бегу сказали - держись колонны батальона охраны штаба армии, больше никаких указаний и команд не было. Построили колонну и сразу рванули. Обычно на основных перекрестках выставляли регулировщиков, а в этот раз ни одного. По Германии очень много железных дорог, и в основном автомобильные пересечения устроены в тоннелях под ними. А я на КрАЗе, да еще с огромной будкой редко где попадал в габариты тоннеля под железной дорогой. Иногда даже приходилось спускать воздух из шин, и на спущенных колесах протискиваться по тоннелю, и то потом царапины на крыше КУНГа закрашивали. И на спуск-подкачку колес уходило немалое время. Быстрее можно было найти надземный переезд и догнать колонну.

Короче, подъезжаем к городку какому-то. Но перед городком надо пересечь железную дорогу. Колонна ушла в тоннель, а я туда не пролезаю. Зная, что недалеко в стороне есть проезд по наземному переезду, поехал туда. Подъезжаю - шлагбаум не только закрыт, но и полосатая ленточка натянута с какой-то надписью на немецком. Я пошел на переговоры с дежурной по переезду, которая выглядывала из окошка будки. А у меня из всего запаса немецкого - «как проехать» и «сколько стоит» ... Пытаюсь объясниться - на войну еду, отвязывай! А она ни в какую, как бабка Трындычиха стрекочет - а мне реально некогда. Если еще немного с ней проболтаю - колонна уедет и я ее уже не найду. Дальше после городка дороги расходятся, я же цель маршрута не знаю. И связи нет - я один ушел, остальная моя колонна вместе с радиостанциями ушла с колонной батальона охраны штаба армии. Тем более, из-за неожиданности тревоги, думалось - не война ли начинается... Не выполню приказ, запасной КП ПВО армии не доедет – под трибунал… Короче, начинаю отвязывать ленточку, а дежурная орет сильно... Железную дорогу в обе стороны видно далеко, думаю, что успею по - любому. Водителю – езжай, а он уперся- не поеду! Препираться некогда - слезай! Сам сел за руль и проехал переезд. Короче, догнали колонну, доехали под утро куда-то в лес под Вюнсдорфом, где размещалось управление группы войск, развернулись, изобразили маскировку.

Так как ехали всю ночь, я забрался в будку и уснул. Через какое-то время меня растолкал НШ батальона и говорит - офицеры особого отдела ищут «Урал» с номерами, похожими на мои... Дежурная на переезде перепутала, вместо марки автомобиля «КрАЗ» написала «Урал» и с русскими буквами номера ошиблась. Не фига себе! Я понял - ищут меня, и стало быть, дело серьёзное. Водителя предупредил, чтоб никому и ничего…

После учений вычислили меня быстро, вызвали в особый отдел и предложили написать объяснение. Я написал – не было такого, ехал в колонне. Водителя быстро «раскололи». У него еще права забрали, за то что руль передал. Через пару дней меня опять вызывают в особый отдел. Особист показал мне объяснение водителя, весьма кстати подробное. Пришлось расписать, как все было, деваться некуда. Сослуживцы напророчили, что особый отдел мелочью не занимаются и скорее всего отправят меня за 24 часа на Родину, возможно что это еще не все...

Тем временем, пока шли разборки, жизнь шла своим чередом. Меня оставили в покое, я по-прежнему дежурил, вроде все утихло. А потом, через некоторое время, пришел приказ от Главкома ГСВГ. Полностью приказ до всех не довели, так как по уставу подчиненным не положено знать о наказании вышестоящего командования. Но так как приказ касался и меня, я с ним ознакомился. Официально - в части касающейся, а так как с прапорщиком-секретчиком я был в приятельских отношениях, прочитал в полном объеме. Этим приказом, "за неудовлетворительную организацию движения колонны управления армии", были наказаны: командующий и начальник штаба армии, командующий и начальник штаба ПВО армии. Приказ был объемный, еще кого-то наказывали и только в конце приказа был пункт – капитана Идрисова И.И. за то, что отстранил водителя и сел за руль, наказать… властью начальника командного пункта ПВО армии! Вот так… Начальник КП объявил мне замечание. Как известно, замечание объявляется устно и никуда не записывается. Потом я договорился с начальником ВАИ армии и права солдату вернули, чему он несказанно обрадовался.

А что же тогда случилось? Почему расследованием нарушения правил ПДД занимался особый отдел? А дело было в том, что по железной дороге должен был проехать правительственный поезд из ФРГ на Берлин. Как и положено, перед проездом «литерного» поезда провели положенные в этом случае работы по пути следования и все переезды закрыли. И тут я со своим негабаритным «чудом» нарушил весь налаженный немецкий порядок. Вот только тогда я понял, почему дежурная по переезду так кричала! Дорожным службам пришлось «тормознуть» литерный, еще раз проверить переезд. По этой причине правительственный поезд опоздал, нарушился весь протокол. И тогдашний глава ГДР Эрих Хонеккер пожаловался Главкому ГСВГ. Вот поэтому расследованием занимались офицеры особого отдела. Скорее всего, следы этого случая сохранились в архивах, было бы интересно найти и почитать.

Почему "повезло"? А могли бы "стрелочником" назначить меня, со всеми оргвыводами.