Все знают, что закаливание очень полезно и является лучшим средством профилактики заболеваний. Однако, далеко не все родители решаются закалять своего ребенка. В душе все хотят, но страх, что малыш, бегая дома босиком, простудится и заболеет, часто преобладает.
Как к закаливанию относились наши предки? Думаю, так же, как и сейчас - по-разному.
Хорошо известно, что в дореволюционной России закаливание часто практиковалось в аристократической среде. Пример всем подала императрица Екатерина II, которая отчаянно закаляла своих любимых внуков, в том числе будущего императора Александра I. В комнатах, где жили маленькие цесаревичи, мало топили и часто проветривали.
В Смольном институте благородных девиц, основанным, кстати, в те же времена Екатерины II, практиковали очень жесткую форму закаливания. Бедных девочек держали в холоде, ночью разрешали укрываться лишь тоненьким одеяльцем. Делалось это умышленно, с целью укрепления женского организма, вплоть до революционных событий.
В документах той же эпохи встречаются примеры, когда вплоть до декабря не отапливали какую-нибудь городскую школу. Но причина в этом случае была более прозаичная - не хватало дров, горожане забыли скинуться на школу или не успели вовремя закупить дрова. К закаливанию это, конечно, не имело уже никакого отношения. Но дети в такой школе все равно мерзли и, тем самым, тренировали свою выносливость.
Надо сказать, что такие испытания холодом для детей устраивали в России не всегда.
Предшественница Екатерины - Елизавета Петровна, придерживалась других взглядов. Забрав к себе на воспитание наследника престола, будущего императора Павла I, она (точнее, приставленные к нему няньки; мы же пониманием, что не сама лично) сильно кутала его, в его покоях жарко топили печь и тем самым окончательно испортили его здоровье.
(несмотря на это, умер он вполне здоровым, вовсе не от болезни или старости, а в результате спланированного убийства; но это совсем другая история)
Такие правила ухода в большей степени были характерны для основного населения дореволюционной России. Маленьких детей традиционно хорошо укутывали, жарко топили печь в доме и внимательно следили, чтобы малыш не замерз. По той же причине младенцев не стремились часто мыть, боялись простудить после бани. Охраняли от сквозняков и всячески берегли от любого переохлаждения.
По мере взросления ребенка ситуация с закаливанием принципиально менялась.
Крестьянские дети закалялись по неволе, вовсе не из соображений медицинской профилактики, а потому что "валенок для ребенка не нашлось".
Обувь для крестьян была трудоемким процессом. Валенки на зиму валять было сложно, не все умели. Лапти на лето вязать было не так сложно, но они очень быстро изнашивались. В результате дети часто бегали босиком. Это, безусловно, укрепляло их подрастающий организм. Но в таком стихийном закаливании не было никаких правил, и результат был рискованным.
В советское время закаливание стало активно внедряться в сознание людей, в том числе рекомендовалось обязательно закаливать маленьких детей.
В этом месте все сразу невольно вспоминают строчки из песни: "закаляйся, если хочешь быть здоров, постарайся позабыть про докторов. Водой холодной обливайся, если хочешь быть здоров"
В специальной литературе прописывались правила закаливания, рекомендации к температуре воды с учетом возраста малыша. В целом, советское закаливание детей представляется как постепенный медленный процесс с очень щадящим температурным режимом и длительностью процедур. Благородным девицам в Смольном явно было холоднее!
Вспоминая свою бабушку и маму, мне становится ясно, что даже это "мягкое" навязывание приемов закаливания в советской России не смогло изменить настойчивого желания русской женщины укутать и обогреть малыша. У этого стремления надеть носочки и чепчик, натянуть двойные варежки и завязать шарф до самого носа, вероятно, слишком длинные исторические корни.
В условиях нашей суровой зимы и печного отопления иначе было просто нельзя. Да и успели сами намерзнуться наши бабушки, так, что для внуков такого уже не хотели.
В современной России интерес к закаливанию вспыхнул с новой силой. И опять наблюдаем 2 крайности: либо родители кутают ребенка, теплее, чем себя, либо совсем раздевают и выпускают гулять в марте с коротким рукавом.
Одно изменилось радикально. Если раньше босоногий мальчик без рукавичек, легко одетый - это несчастье бедной семьи, то сейчас такая картина говорит только об убеждениях его родителей.
Если Вам понравилась статья, поддержите автора лайком и подпиской!