Научные технологии на ТВ-каналах
Передовые научные технологии нынче очень модны и востребованы. Наука в тренде, по-другому сказать просто невозможно. И она пользуется большой популярностью на ТВ-каналах, где очень любят снимать про науку сюжеты для зрителей, которые много и часто смотрят телевизор — утром включил, и он до вечера работает. Как вы думаете, кто эти люди?
Сегодня к нам на Психфак приезжала съемочная группа центрального телеканала для подготовки сюжета для утренней передачи. Многие ученые очень осторожно относятся к съемкам на ТВ, т.к. в итоге научную теорию или даже целое научное направление необходимо поместить в 2-3 минутный сюжет (и это в лучшем случае, чаще — гораздо короче).
Научный эксперимент и краткое объяснение его результатов
Для человека, занимающегося наукой, важно разъяснить основные моменты того направления, которое он ведет, для режиссера передачи — нужная красивая картинка на экране с простыми комментариями ученого. Например, сегодня режиссер попросила поставить эксперимент, на основании которого можно было бы кратко ответить на вопросы:
- почему, когда испытываем отвращение, морщимся, кривим рот? Почему при гневе ведем себя подобным образом?
- почему, когда страшно, появляется холод в животе, у человека потеют руки, он съеживается и/или приседает?
- почему, когда щекотно – человек смеется?
- смех до слез – почему так бывает?
- почему при гневе, смущении, стыде горят уши и щеки, человек краснеет?
Режиссер, занимающийся съемками сюжетов для домохозяек и пенсионеров, уверена, что ответы на такие простые вопросы можно дать двумя-тремя фразами.
Ученый же, посвятивший всю свою жизнь изучению принципов работы человеческого мозга, с этим не всегда согласен.
Сергей Александрович Исайчев — доцент кафедры Психофизиологии Психфака МГУ — провел краткий ликбез для всей съемочной бригады (включая испытуемых) о психофизиологии человека (около двух часов). Многое из того, что он рассказал, оказалось полной неожиданностью для всех присутствующих (было бы странно, если бы это оказалось не так).
Так как же готовится сюжет на ТВ?
ТВ-сюжеты
Продюсер передачи, в соответствии со своими планами или задачами, спущенными выше, готовит тему сюжета, договаривается с участниками съемок о месте и времени встречи, формирует съемочную бригаду и отправляет их на задание.
Участники съемок — это, как в нашем случае, двое испытуемых — Анна и Тимур, которые должны вести себя в кадре так, как задумал продюсер. Во время съемок ученые ставят над ними эксперимент. Вроде бы все гладко. На деле выясняется, что режиссер понял задачу по-своему, научные сотрудники пытаются объяснить, что работа человеческого мозга гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и что двумя — тремя предложениями трудно объяснить поведение человека в той или иной ситуации, а психофизиологические реакции испытуемых не соответствуют или мало соответствуют ожиданиям режиссера, потому что тогда, когда испытуемому, по задумке режиссера, должно стать страшно, его организм на самом деле никак на это не реагирует… Так было, например, во время съемок известного спортсмена — чемпиона мира по боксу Дмитрия Чудинова, когда все пошло не так, как было изначально задумано (хотя сюжет в итоге получился очень даже интересный!)
Тем не менее, задача поставлена, испытуемые на месте, съемочная бригада в сборе, приборы для экспериментов настроены, съемка начинается.
Режиссер по ходу перестраивает задачу, и теперь мы просто хотим сравнить реакции Анны и Тимура на различные раздражители — страх, радость, отвращение, гнев или стыд.
Сначала работаем с Анной,
потом — с Тимуром.
Сравниваем результаты и делаем анализ того, что показывают приборы. Собственно, все так, как и предполагалось: при внешних стимулах организм как Анны, так и Тимура, реагировал. И приблизительно одинаково. Теперь ключевой вопрос — что со всем этим делать?
Режиссер берет тайм-аут для размышления: необходимо подготовить новый сценарий с учетом полученных знаний. Съемки продолжатся в ближайшее время.
Научные передачи на ТВ?
А как вы относитесь к передачам или сюжетам на ТВ, которые позиционируют себя как научные? Может совсем необязательно погружать зрителя во все тонкости научных теорий, а дать красивую картинку и с оптимизмом ее прокомментировать, используя несколько специфических терминов? Как вы думаете, достаточно ди этого для просвещения зрителей, а именно — многомиллионной аудитории телеканала? Да и так ли уж надо их просвещать? Рейтинги растут, передачу смотрят…
Оригинал статьи здесь.