Найти в Дзене

О чем говорит рэпер?

Для детального рассмотрения выберем музыку в стиле рэп/хип-хоп, как распространенную и любимую в среде молодежи. На российской сцене есть множество разных исполнителей в этом жанре, многие из которых неизвестны широкой публике, однако они имеют популярность среди молодежи, т.е. их нет на телевидении, радио, но они есть в Интернете. Популярным в России это направление стало в последние лет двадцать, и пришло, конечно, с запада. Чем обусловлена эта популярность?

Речитатив под зацикленную, незамысловатую, изобилующую низкими частотами музыку, зародился в бедных иммигрантских районах больших городов. Создавалась и потреблялась исключительно афроамериканцами. Далее эта музыка стала неотрывной частью жизни чернокожих, а потом и «вышла» из гетто. Порог вхождения в это искусство был низким, навыков требовалось немного, не надо учить ни нотную грамоту, ни теорию музыки. Достаточно было незамысловатого оборудования и вуаля — ты уже не просто бедный обыватель, а «музыкант». Смысловым наполнением тексты не блистали. Читали рэп о своем районе, своей девушке, своих околокриминальных делах, наркотиках, воспевали себя, унижали недругов. «Что вижу — то и пишу». Музыка стала поистине народной, некая отдушина в беспросветной жизни. В купе с «качающим», бьющим, резким звуковым сопровождением вызывал восторг у слушателей и был очень легок для восприятия.

Калька мировоззрения была усвоена российскими новоиспеченными любителями сего искусства,

зобраться

когда упал железный занавес. Как грибы после дождя стали появляться «рэперы». Но уместней бы было назвать их «наркоманами с микрофоном». Редкая композиция обходится без упоминания наркотиков, в частности марихуаны, кокаина и т.д. А большинство композиций просто вращаются, как земля вокруг солнца, вокруг конопли и ее производных. Как исполнитель употребил наркотик, как тот подействовал, и какой он выдающийся теперь после этого человек. Не это ли открытая пропаганда употребления наркотиков? Ведь основным слушателем становится подросток. Что же ему остается, кроме как употреблять? В композициях этот процесс подан с помпой, с шиком, с подробностями. Подросток хочет быть «крутым» и уважаемым. Вот тебе, подросток, рецепт: покури травы и похвастайся перед друзьями. Неокрепшее сознание впитывает эти догмы как губка.

Другая популярная тема -криминальные дела. Насилие, грабежи, разбой. Провозглашается принцип «Возьми свое», даже если это не твое. По жизни ты победитель, надо воровать и обманывать людей, и конечно, продавать наркотики. И это «круто», уверяет исполнитель. Конечно, это бутафория и апломб для создания имиджа и т.п. Но подросток это воспримет за чистую монету, и это будет для

него оправданием, ведь об этом читает свой рэп кумир. Все это приправлено бесстыдным бесконечным эгоисти-

ческим самовосхвалением. Можно подростку также извлечь непременно полезные уроки поведения с противоположным полом. Пренебрежительное и пользовательское отношение к противоположному полу, опять же насилие, сексуальная развязность подается под соусом сладкой жизни Творчество это — продолжение творца. Это часть жизни и мировоззрения исполнителя. Скудная у него жизнь выходит, правда?

И он невольно навязывает свой стиль жизни своей аудитории. Какая там романтика. Не от этой ли музыки деградирует наша молодежь?

Я не называл никаких конкретных имен. Эти имена известны и популярны. Кому интересно, можно ознакомиться с «творчеством» известных рэперов в Интернете.

Безусловно, нет худа без добра. Инструмент речитатива используют и более осмысленно. Он может быть и рупором обращения к обществу. Есть рэп-исполнители, чьи треки имеют острый социальный подтекст, выражают гражданскую позицию автора или целых социальных групп. Выносятся на обсуждения проблемы общества, причем, иногда в краткосрочной перспективе. Сегодня, например, произошло социально значимое событие — завтра уже есть уязвляющий или критический рэп-отклик. Поднимаются извечные вопросы добра и зла, смысла жизни. Существуют творения о любви в весьма лиричной, сентиментальной, образной форме. Тут же могут быть подняты некие абстрактные и философские вопросы, таких исполнителей относят к «абстрактному» или «экспериментальному» хип-хопу. Это лишь малая, часто неизвестная широкой публике часть движения, но и у нее есть свой слушатель. Люди старшего поколения, как правило, никак не соприкасаются с этим пластом современной культуры. И поэтому они могут не знать, какое громадное влияние на их детей, внуков оказывает рэп. Достаточно вслушаться в слова, которые несутся из комнаты сына или дочери: «...Снова поменяли бабки на травку, думаешь мы нарки?». Рэп-исполнители не наркоманы! И сын, конечно, не наркоман! Но почему же чадо слушает это? Ни один родитель в здравом уме не разрешит такое слушать. От воздействия этого «искусства» сложно скрыться.

Александр КОЧКИН

Но хотя бы на уровне семьи следует фильтровать информацию, потребляемую домочадцами, несложно поинтересоваться, что слушает твой ребенок и сделать выводы о том, нужно ли это ребенку.

Конечно, не только подростки слушают тексты такой направленности. Уже выросло поколение, представителям которого привычно и приятно слушать такой рэп. Это люди около тридцати лет и даже старше. Они, возможно, уже устроились в жизни, и нашли свое место, и не воспринимают это серьезно — воспринимают просто текст как неотрывную часть рэп музыки. «Тачки, деньги, девушки» — об этом должен читать каждый рэпер. Это столпы незамысловатой философии хип-хопа. О другом читать рэп не комильфо. Это дань истокам, это

—    заповеди, стоящие у основания всей хип-хоп культуры в целом.

Многим российским исполнителям сейчас уже за тридцать: семья, дом, дети. Возьмем успешного гипотетического репера. Делать рэп — это его работа. Больше он ничего не умеет. Забавно представлять, как исполнитель покупает к ужину буханку хлеба домой, дома играет с ребенком, занимается какими-то домашними делами в халате и тапочках, а потом идет на студию и там изображает дворового парня, бандита и «реального пацана», учит бездумно жить своих привержен-цов. Он в плену этой культуры, хотя создавал ее сам. Она задавила его и заставляет играть по им же созданным правилам. Молодость прошла, оставив сотню сомнительных треков и наркотическую зависимость

—    пора лечиться и взрослеть. Думаю, перед этим «старым» рэпером встанет дилемма — давать ли слушать своему ребенку то, чем он занимался почти всю жизнь. Если нет, то как ответить на детский вопрос: «Кто же ты, папа?...» — А если да? Не думаю, что ему захочется учить своего ребенка жизни по канонам своего творчества...

Возможно, не стоит поднимать излишнюю панику и придавать, может быть, не совсем значительным вещам столь серьезное значение. Возможно, указанная проблема общеизвестна и давно набила оскомину, поэтому уже не воспринимается со всей серьезностью. Или наше общество уже усвоило и приняло как данность всю эту пошлую аморальность? Или же это кривое отражение самого общества?...

Рэперы
3391 интересуется