Найти тему
Открытый Нижний

Швыряние партами, голодные дети и жалобы родителей: один день из жизни учителя младших классов

Оглавление

Мама пришла за дочерью в школу в таком состоянии, что едва держалась на ногах. Отец, я знала, тоже нетрезв. Девочка не захотела идти домой, она посмотрела на меня такими глазами! У меня был выбор: отдать её органам опеки или взять на ночь к себе. В тот раз она ночевала у меня. 
Елена Маркина, учительница начальных классов нижегородской школы.

Сразу два класса, первый и четвёртый, ведёт нижегородская учительница Елена Маркина (фамилия изменена). Когда обучаешь и первую, и вторую смену, времени на проверку тетрадей порой не хватает (что уж говорить про обед?) – приходится брать на дом. Ещё вечером приходится быть на телефоне: родители зачастую имеют возможность общаться именно после работы. Такая нагрузка – жизненная необходимость, поскольку заработная плата учителя начальных классов - всего 18 тысяч рублей. 

Две ставки взяла впервые. У меня двое детей: 11 и 15 лет, надо их растить. Тяжело, конечно. За раз приходится проверять две пачки по 56 тетрадей. Что-то в переменку, что-то после второй смены, а что-то и дома.
Елена Маркина.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Пока мы разговариваем, к учительнице молча подходит первоклашка, пуговицы её школьного сарафана расстёгнуты на плечах, и женщина заботливо застёгивает их, словно это ежедневный их обряд. Ребята вернулись с урока физической культуры, и Елене приходится отвлечься от интервью. Она подходит к другой девочке и проверяет, не влажная ли у неё спина. Потом остаётся запретить самому бойкому хулигану класса бить игрушкой о игрушку, создавая колоссальный шум.

Наблюдаешь за Еленой Маркиной, и кажется, что она не учительница, а мать всех этих детей: непоседливых и спокойных, громких и тихих, стремящихся к учёбе и ленивых. 

Ко всем нужен подход. С кем-то нельзя разговаривать с нажимом – его это ранит, тут нужна ласка. А кто-то тихого слова не поймёт.
Елена Маркина.
-2

Удивительным образом Елена находит подход к каждому. Дети слышат своего учителя, уважают и любят. Крайне редко случается такое, что совладать с ребёнком невозможно. 

У меня был мальчик, который тяжело воспринимал любые свои неудачи. Если у него не выходило решить задачу, он мог резко встать и кинуться раскидывать парты, швырять книги и вести себя крайне агрессивно. Иногда дети делают что-то такое, чего не ожидаешь. Могут начать петь на уроке, например.
Елена Маркина.

СИНЯКИ И ГОЛОД

Так какой же он - день учителя начальных классов? 

Утро Елены Маркиной начинается в 07:45. За 15 минут перед началом первого урока есть время подготовиться: включить компьютер, повторить план занятия, встретить детей и задать настрой на обучение. 

Первый урок, рассказывает Елена, никогда не начинается вовремя, поскольку шестилетним и семилетним девчонкам и мальчишкам тяжело сразу включиться в работу. Устная и письменная деятельность чередуется, делаются перерывы на игру. 

-3

Потом пятиминутная перемена. Если тетради проверены, это время можно посвятить заполнению электронного дневника. Есть дети, которые любят стоять рядом, когда учитель занят ведением отчётности, и наблюдать. 

Длинная перемена занимает 20 минут. В это время ребята и учителя идут обедать. 

Бывает, что дети из неблагополучных семей приходят голодные. Мы покупаем им поесть… Но это ещё не самое страшное. Случается, что видишь синяки на теле ребёнка. Обычно спрашиваешь детей, и они рассказывают, как есть. Но порой ребят заставляют врать. И наша обязанность, обязанность учителей, помочь этим детям: приходится вмешиваться в жизнь семьи. 
Елена Маркина.

После большой перемены ещё уроки и «пересменка»: первоклашки уходят по домам, приходит четвёртый класс. Иногда этот промежуток свободного времени длится 45 минут, а иногда 20. Можно потратить их на подготовку документации для проверяющих организаций: бюрократия и ещё раз бюрократия! С тех пор, как четыре года назад ввели электронные дневники, работы стало вдвое больше. 

-4

РОДИТЕЛИ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ

С четвёртым классом проще – дети постарше лучше концентрируются, чем первоклассники. Но это не значит, что они не хулиганят. Мальчишки, например, как и во все времена, любят подраться. Возвращаясь из школы с синяками, они не спешат рассказывать родителям, что сами спровоцировали драку…

Родители приходят выяснять, что случилось, нужно восстанавливать картину произошедшего. Ребёнок ведь приходит в школу не один, а с мамой и папой. И порой родители требуют внимания чуть ли не большего, чем сам ученик. Бабушке как-то раз не понравилось, что её не пустили в школу, и она пошла жаловаться в вышестоящие инстанции в обход нас. Всем уделяешь время, иногда это даже происходит в ущерб собственным детям, которые ждут меня дома. 
Елена Маркина.
-5

Вторая смена заканчивает обучение в 17:05. Ещё час после этого уходит на то, чтобы подготовиться к завтрашнему дню. После шести проходят родительские собрания. А кроме всего этого существуют педагогические советы и отчётность по итогам четверти. Карантины усложняют учебный процесс, поскольку не все дети занимаются дома, а некоторые темы просто невозможно дать на самостоятельное обучение. И в каникулы учителя, конечно же, не отдыхают: это время для бумажной работы. 

Однако, самое сложное это ни постоянный шум, к которому быстро привыкаешь, когда слышишь его ежедневно, ни кипы самостоятельных работ, а нечто другое.

Самое сложное в моей работе – удержать класс в дружбе и помочь родителям прийти к взаимопониманию. Это получается не всегда, я стараюсь изо всех сил.