Найти тему

Неделя НАТО в Ереване: что нового?

Впервые после смены власти в Армении в апреле-мае прошлого года и внеочередных декабрьских парламентских выборов, с 11 по 15 марта 2019 года в Ереване прошла неделя НАТО. Внимание к этому мероприятию оказалось достаточно большим, и, тем не менее, оно всё не сильно заинтересовало общественность. Более того, «неделя» оказалась в тени куда более важных событий: совместного заседания Советов национальной безопасности Армении и непризнанной Нагорно-Карабахской Республики в Степанакерте, официального визита новоизбранного президента Грузии Саломэ Зурабишвили и жёстких баталий вокруг сноса многочисленных кафе вблизи театра оперы и балета им. А. Спендиаряна.

Что интересно, патронировало неделю на этот раз посольство Франции в Армении. Именно во Французском университете в Ереване проходила конференция «Партнерства НАТО, взгляд Франции» организованная офисом НАТО.

Среди главных вопросов, более всего интересовавших атлантистов во время «недели», фигурировали цели и задачи армянской гуманитарной миссии в Сирии. Ещё в феврале этот вопрос был центральным во время  рабочей поездки в Ереван руководителя офиса НАТО на Южном Кавказе Росариу Пуглиси. Альянс принял к сведению решение Еревана о проведении гуманитарной миссии в Сирийской Арабской Республике, заявил в ходе вышеупомянутой конференции спецпредставитель генсека НАТО по Южному Кавказу Джеймс Аппатурай.

-2

Также он напомнил, что НАТО как организация не участвует в действиях в Сирии и не высказывает официальную позицию по этому вопросу. «Тем не менее, на встречах с руководством Армении тоже обсуждали этот вопрос. Мне пояснили, зачем это делается, представили политические и гуманитарные принципы. По возвращении я  передам точку зрения армянских властей и сделаю так, чтобы эта точка зрения была представлена всем союзникам», – сообщил Аппатурай.

Из Брюсселя уверяют, что в НАТО уважают выбор Армении в вопросе избрания союзников – будь то политические или экономические. «Мы не видим проблемы в членстве Армении в ЕАЭС и её сотрудничестве с НАТО. Этот вопрос вчера обсуждался с президентом и премьер-министром. В НАТО считают, что сотрудничество с Альянсом повышает безопасность региона»,заметил  гость.

По его словам, очерченные после Второй мировой войны границы меняются, и после 2014 года возникла конфликтная ситуация. Аппатурай напомнил, что до 2014 года между Россией и НАТО шло достаточно динамичное сотрудничество по ряду направлений,  «и мы надеялись, что наше взаимодействие продолжится в том же русле, однако Россия избрала иной путь, о чём стало ясно из одного из выступлений российского лидера Владимира Путина в 2017 году». В качестве неполного списка «недружественных действий» России за последний период спецпредставитель генсека НАТО припомнил так называемую «аннексию Крыма», военные действия в акватории Чёрного моря, недружественную риторику относительно отношений НАТО с Грузией, приостановление Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Правда, господин Аппатурай забыл упомянуть о том, что страны представляемого им блока активно способствовали в 1990-х годах распаду Югославии и перекройке границ на Западных Балканах. Как и о том, что Вашингтон, при полной поддержке своих партнёров, первым вышел из Договоров о противоракетной обороны и о ракетах средней и меньшей дальности. На очереди – Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Кроме того, США вышли из Парижских соглашений по климату, а также из UNESCO – организации, содействующей укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества в области образования, науки и культуры. Также администрация Трампа либо покидает региональные экономические соглашения, либо добивается их коренного пересмотра в выгодной для себя конфигурации (Транстихоокеанское партнерство, Североамериканское соглашение о свободной торговле NAFTA и др.). Таким образом, действия Вашингтона последние годы дают немало оснований для сомнений в надежности американцев в качестве партнера как лидера НАТО и всего «евроатлантического сообщества». Не говоря о том, что в ряде случаев США и их партнёры по блоку развязали региональные войны или масштабные военные действия в Ираке, Ливии, Сирии и  других странах без соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.

Между тем, Аппатурай в Ереване вещал о том, что «в качестве альтернативного пути в НАТО считают развитие отношений с партнерами, содействие им в укреплении суверенитета в вопросах обороны и безопасности. Ещё одно направление для нас – это увеличение вовлеченности в процессы в Среднем Востоке, в том числе Ираке и его соседних странах, ввиду усиления угроз, исходящих в том числе от ИГИЛ (запрещена в Российской Федерации)».  Одновременно, Аппатурай заверил, что развитие диалога с Москвой продолжает быть важным для НАТО, и в альянсе надеются увидеть позитивную динамику в этом направлении.

Он также констатировал, что НАТО сегодня активно реформируется с тем, чтобы лучше бороться с современными угрозами, особенно по части кибербезопасности.  По его словам, киберугрозам подвергаются все страны-члены альянса, и НАТО тесно взаимодействует в этом вопросе с ЕС, дабы более эффективно бороться с этим вызовом.

Вполне естественно, что, находясь в Ереване, Аппатурай выразил благодарность армянской стороне за тот вклад, который она вносит в международный мир и безопасность в Афганистане и Косово, где армянские военные действуют совместно со странами блока (в Косово – с США, а ранее с Грецией, в Афганистане – с Германией).

Будучи функционером блока, Аппатурай, много говорил о «свободе выбора», при этом последовательно критикуя Москву, поскольку «России не нравится политика открытых дверей НАТО и Европейского союза». Вместе с тем, осознавая, что он находится в Армении, Аппатурай как мантру повторял тезис о том, что «взаимодействие должно продолжиться, в том числе и с Россией».

Кроме того, оценивая намерение Европы создать собственную армию, он выразил убеждение, что в вопросе обеспечения защиты альтернатив НАТО нет, и нужно подойти к этому вопросу таким образом, чтобы «избежать дубляжа».

Одновременно, Аппатурай признал, что сегодня существует серьезное давление на Европу – как со стороны США, так и изнутри. Последнее признание представляется несколько неожиданным, т.к. функционеры блока стараются не выносить на публику имеющиеся внутренние проблемы.

-3

Другим важным функционером НАТО, посетившим столицу Армении, стала специальный представитель Генерального секретаря НАТО по вопросам женщин, мира и безопасности Клер Хатчинсон. В ходе встречи с министром обороны Давидом Тонояном обсуждались вопросы, касающиеся реализации в Вооруженных силах Армении положений резолюции 1325  Совета безопасности ООН «Женщины, мир и безопасность».

-4

Министр обороны представил утвержденную правительством Армении Программу национальных действий на 2019-2021 гг. в рамках резолюции 1325, касающиеся министерства обороны, и зафиксированный прогресс, особенно в инициативах по стимулированию привлечения женщин в различные подразделения вооруженных сил. Он отметил, что особое внимание уделяется привлечению женщин в подразделениях, участвующих в миротворческих миссиях, стимулированию их участия в разработке политики в оборонной сфере и в процессе принятия решений, защите прав женщин в системе обороны и формированию культуры по обеспечению равных прав.

Клер Хатчинсон высоко оценила реализованные в этих направлениях работы и выразила готовность продолжать сотрудничество с министерством обороны Армении. Хатчинсон также провела встречи с министром иностранных дел Зограбом Мнацаканяном  и вице-спикером парламента Леной Назарян.

В рамках недели также состоялась международная конференция по вопросам укрепления чести и достоинства в Вооруженных силах Армении. Конференция прошла в Министерстве обороны в рамках программы НАТО, в которой Армения участвует с 2013 года. В ее работе принимали участие представители военного ведомства Армении и альянса, эксперты из Франции, Боснии и Герцеговины, Болгарии. В рамках конференции ее участники рассмотрели вопросы борьбы с коррупцией, реформы в сфере управления.

По убеждению представителя НАТО в регионе Пуглиси, программа, хорошо разработана и востребована, в ней участвуют 20 стран, в том числе и 8 членов Североатлантического альянса. Она констатировала новый импульс, который придан программе. «Процесс несколько затянулся. Но сейчас мы вступаем в новый этап. Прочная Армения в интересах НАТО. Процесс самооценки был проведен в 2014-15 годах, результаты проанализированы в 2016 году. Тесное сотрудничество с Арменией продолжается. В Альянсе признают, что коррупция является угрозой, она отражается на доверии к армии, влияет на управление. Мы понимаем сложности и вызовы, стоящие перед страной. Армения выразила приверженность процессу. Мы со своей стороны готовы содействовать. Армения уже накопила определенный положительный опыт в сфере улучшения управления», – отметила представитель НАТО. Посол Германии в Армении Матиас Кислер, выступая на конференции, напомнил о том, что «у Германии более чем полувековой опыт строительства Вооруженных сил и такой же опыт в укреплении дисциплины, чести и достоинства. Проблемы были на начальном этапе, есть и сейчас.  Потому что все проблемы решить нельзя, процесс последовательный. Работать  надо постоянно».

Как нам представляется, важным новым компонентом сотрудничества Армении и НАТО, после конституционных изменений, станет  возросшая надзорная роль парламента, как в отношении деятельности Правительства, так и Вооруженных сил. Косвенно это обстоятельство подтверждается проведенный по этой теме семинар в парламенте Армении в рамках Недели НАТО.

Также будет продолжено сотрудничество Армении и НАТО в сферах борьбы с коррупцией, миротворческих миссий, в военно-образовательной сфере (к примеру, ожидается реализовать образовательную программу для сержантов, которая будет соответствовать евроатлантическим стандартам). Однако, судя по всему, все эти планы не являются новостью и обговаривались еще при прежней власти, т.е. речь идет о продолжении сотрудничества в рамках IPAP (Individual Partnership Action Plan – план/программа индивидуального партнерства, который был подписан в декабре 2005 года) но не более того.

Саркис МАРТИРОСЯН