Я работаю на действующем газовом месторождении в Чукотском АО. Один раз мне пришлось улетать с вахты не со всей командой, а самому, так как мне нужно было сдавать сессию в университете.
Забирал меня водитель, с которым я никогда не ездил. Обычно нас возят всегда по одному маршруту, но он решил поехать другой дорогой. На пути нам встретилась старая заброшенная буровая, которая не действовала примерно с 1960-х годов.
Я сидел на переднем сидении, поэтому попросил его остановиться хотя бы минут на 10, чтобы я успел ее рассмотреть. Он, разумеется, легко согласился. Тем более, мы давно не останавливались и он давно не проверял гусеницы на своем вездеходе.
Больше всего меня поразило то, что все было оставлено так, как будто вчера еще на установке работала бригада буровиков. Конечно, что-то было разграблено, что-то разбито и сломано, но в общем, все походило на то, что ее можно хоть сейчас запустить в работу.
Но с другой стороны, так оно и есть - вывозить что-то с тундры гораздо дороже, чем просто бросить там, где оно есть.
Где-то на материке все давно бы разграбили, попилили и сдали бы на металлолом. Но на Чукотке - металл никому не нужен, потому что его отсюда тяжело вывезти. Могу сказать, что компании готовы бесплатно отдавать черный металл, лишь бы его кто-то забрал и вывез с Чукотки.
Пример тому - брошенная техника. Я уверен на 100%, что в те годы она была на ходу, просто ее не стали забирать - это абсолютно невыгодно. В итоге ее растащили на запчасти. По крайней мере, мне так видится.
Я не успел сделать снимок, но на фотографии выше, в самой левой части снимка видно еще технику. Это тоже заброшенный бульдозер. В общем, техники там очень много, которая никому по сути и не нужна.
Возможно, в те времена, когда эти буровые бросали на произвол судьбы - был какой-то передел власти, может задача в стране была такая, что главное найти залежи, а эксплуатировать начнут позже. Точного ответа у меня нет. Тут, наверное, надо поговорить с теми, кто работал в те годы.
Одно могу сказать точно - большинство таких буровых установок дали положительный результат и скважины просто были законсервированы.
Многие спросят - почему бы их не эксплуатировать, если там есть полезные ископаемые?
Ответ прост и очевиден: нужен потребитель, который здесь бы этот газ или нефть потреблял. В противном случае строить здесь трубопровод и начинать развитие месторождение - затратное мероприятие, которое очень нескоро себя окупит.
Если Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, еще как-то территориально выгодно расположены, то с Чукоткой дело обстоит иначе. Здесь до США мне добраться быстрее, чем домой в Краснодар.
Поэтому можно сказать, что если на всем Ямале и ХМАО закончится нефть и газ, то у нас остается куча месторождений на Чукотке, которые являются нашим резервом.
Так как я работаю в сфере эксплуатации месторождении, а не при их разработке, то такая экскурсия мне весьма понравилась и оставила множество впечатлений.
Если вам понравился данный материал, рекомендую подписаться на мой канал и прочитать другие статьи:
Один день из жизни на месторождении Крайнего Севера
Сколько я стал зарабатывать после переезда на Крайний Север?