Найти тему

Как «косили» на Украине от Красной Армии во времена Сталина

Меня иногда приглашают в школы, не в элитные, конечно, а в очень простые. Я задаю детям разные вопросы, чтобы определить для себя, а что они вообще знают о нашей общей истории, о Народной Войне.

И меня поразил ответ одного юноши, на вопрос о тяготах войны: «Народная Война, это когда одна часть народа гонит в бой другую, под угрозой расстрела!»

От тяжелой армейской службы «косили» всегда: и при Николае I «Палкине», и при Александре II «Освободителе», и при Александре III «Миротворце», и при Николае II «Кровавом», и при Александре Керенском, но больше всех «косили» при Большевиках.

Речь опять пойдет о цветущей Западной Украине, так как все мы родом оттуда… В конце 1991 года, в самый день смерти Советского Союза, где-то на Ровенщине в большом и богатом селе Ставки, что на реке Горынь, вылез из тайной земляной ямы 64-летний, еще крепкий на вид, дед Стас Кравчук. Обросшее седой бородой полуслепое «чудо-чудное» оказалось призывником 1927 года рождения!

Крестьянский сын Стасик Кравчук был истинным греко-католиком, по убеждению не мог идти в чужую Красную Армию и просидел в глубоком земляном мешке, выкопанном в окаменелой глине под клетками с кроликами целых 46 лет! Добровольно-принудительное бесконечное заточение продолжалось с самой победной весны 1945 года!

Сорок шесть лет на голову Стасика падали пахучие кроличьи катышки и капала едкая кроличья моча, заедали и жгли особые кроличьи блохи, сыпалась соломенная труха. Стасик старел, но продолжал сидеть в яме и молиться.

В 1954-м простой украинский шахтер из Курской губернии, тайный «бандеровец» и лидер самой могучей тогда мировой державы Никита Сергеевич Хрущев подарил Крым «сам себе», то есть Украинской Советской Социалистической Республике в составе Советского Союза.

Подарок был «с изъяном»! Крым тогда представлял обезлюдевщую собой узкую полоску военных развалин вдоль моря, нашпигованную неразорвавшимися снарядами и минами. Бесконечными полуразрытыми братскими могилами, и бескрайнюю сухую Крымскую Степь, которую только предполагалось напоить днепровской водой и сделать курортом и житницей страны.

Но Стасик и его мама Крыся (Кристина) не поверили Никите…

Через год в 1955-м Хрущев объявил «полную амнистию» всем простым участникам украинского подполья, так как, кто был чуть «не простой», большей частью давно погибли в боях с тогдашним «спецназом» в соотношении 1:10, не в пользу «борцов за свободу», как будто их стреляли в тире…

Молодые еще «партизаны», а ныне славные колхозники, массово возвращались из ссылки из страны Казахстана, Сибири, Дальнего Востока. Но домой возвращались не все, у некоторых были такие «военные заслуги», которые не могли простить «партизанам» даже родственники в родных украинских селах.

«Возвращенцы» откапывали из домашних тайников свое немецкое и русское оружие, польские гроши и рейхсмарки… и золотые коронки, «позаимствованные» у убитых ими евреев. Покупали на них новенькие «Москвичи-402»,«двадцать первые» «Волги», и «ушастые» «Запорожцы». Уже в семидесятые сельчане выкапывали из тайников целые полковые библиотеки с автографами Пушкина, дивизий РККА, погибших в «котлах» 1941 года, и сдавали «книжное золото» на вес, в макулатуру, «на талоны», и украшали свои беленые хаты томами Дюма.

Но Стасик и его мама Крыся снова не поверили Никите…

Тогда в октябре 1959 года Никита, чтобы по-активнее переходили к мирной жизни бывшие «партизаны»-колхозники, дал команду убить в городе Мюнхене лидера этих самых «партизан» Степана Бандеру.

-Влили в рот бедному «кислоты, какой-то синильной», как шепотом говорила мать Стасу: - Так и умер страдалец без покаяния.

Но Стасик и его мама Крыся снова не поверили Никите…

В октябре 1964 года Никиту сняли со всех Великих постов и обвинили во всех Смертных грехах.

И Стасик и его мама Крыся решили больше никому не верить…

9 мая 1965 года впервые по всей стране впервые праздновали День Победы. К тому времени 37-летний Стас отбыл в своей земляной тюрьме уже 20 лет.

Пока были живы родители, Стас по ночам выходил из своего убежища, пилил дрова, формовал кирпичи, мастерил оконные рамы для колхозной мастерской, а день отсыпался в своей добровольной тюрьме около родительской хаты.

Все село Ставки знало, что сын престарелых колхозников Кравчуков жив и здоров, а не сгинул без вести в конце войны. Одна молодая вдова даже родила ему Станиславовича. И Стас был даже записан в сельсовете в графе «отец».

И никто не доносил на Стаса, потому что все в селе были друг другу родственники, все Кравчуки, и все свято чтили католическую Деву Марию, как и их единоверцы на далекой Сицилии. Все продолжали бояться совершить любое предательство.

Все помнили, что когда в конце 1943 года католическая Италия «самовольно» вышла из войны, то в руки немцев попало несколько тысяч офицеров-итальянцев, с точки зрения немцев «позорных предателей». Хотя половина немцев была протестантами, казнь, в воспитательных целях, совершали немецкие католики.

Немцы аккуратно казнили всех своих бывших итальянских союзников, и мать Стаса, вместе с десятком других сельских жительниц немцы возили «куда-то, заставляли мыть жуткие кровавые полы в старинном замке под Львовом», но никаких «подписок за молчание» с них немцы тогда не взяли. «Омерта»- она и на Украине «омерта», только вместо камней во рту здешние каратели отрубали врагам голову топором или засовывали людей в ледяную прорубь вертикально вниз головой.

Мама Крыся шепотом рассказывала, тогда еще юному Стасику, что он никак не должен идти в «безбожную» Красную Армию. Там сын не сможет молиться Пресвятой Деве Марии. Ему дадут в руки русское оружие и заставят убивать тех, на кого укажут комиссары, и сразу расстреляют без покаяния, если он откажется.

Но тогда не было такого слова «косить». Старая крестьянка понимала это слово только в своем первоначальном исконном значении и, обрекая своего Стасика на пожизненное заключение в земляной тюрьме, желала сыну только вечной жизни в ее собственном Царстве Божием…

Может кто-то будет возмущен такими натуралистическими подробностями? Откуда я их могу их знать?.. Просто 34 года назад я служил в Советской Армии с внуком Стаса Кравчука.

03 марта 2019г. г.Йошкар-Ола