Для раскрытия новой темы сегодня мы перенесемся в 50-60 года прошлого века, а именно во Францию. Сегодня не буду снова говорить о художниках. Сегодня мы поговорим о кинематографе. А именно французская новая волна.
Вообще термин «Новая волна» первые появился в эссе журналистки Франсуазы Жиру в 1958 году по отношению к молодёжи, но позже стал обозначать обновление во французском кино.
Итак, в 1959 году на экранах показывают фильм «Четыреста ударов» режиссера Франсуа Трюффо. По сюжету кинокартина была весьма бунтарской: главный герой, подросток не находит общего языка ни со своими родителями, ни с преподавателями в школе, его вечно наказывают за проступки, в итоге он оказывался в исправительном учреждении, откуда тоже сбегал. Но бунтарский дух этого фильма прослеживается так же и с технической стороны: непривычно свободная камера, живые уличные съемки, 14-летний актер в главной роли.
В первую очередь французская новая волна связана с молодыми авторами журнала Cahiers du cinema. Кинокритики стали режиссерами. Они критиковали доминирующее в то время во Франции студийное кино, которое основывалось на литературных адаптациях, снималось в павильонах и было в целом довольно наигранным.
Но кто вдохновлял будущих «бунтарей» французского кино? Фаворитами были американские кинорежиссеры такие, как Альфред Хичкок, Ховард Хоукс, Джон Форд.
Иным первооткрывателем нового кино во Франции был Жан-Люк Годар, снявший свой первый фильм «На последнем дыхании» в 1960-м году. Хочется отметить тот факт, что герои кинокартин Годара могут невзначай посмотреть в камеру или даже напрямую обратиться к зрителю. У Трюффо, кроме всего выше сказанного, смелость в монтажных решениях проявляется в выразительных стоп-кадрах, которые работают как восклицательный знак (например, «Жюль и Джим»). К слову, его великая картина «Четыреста ударов» таким приемом заканчивается.
Часто режиссеры новой волны прибегали к ранее табуированным темам. Например, героиня «Жить своей жизнью» становится проституткой, в «Клео от 5 до 7» девушка полтора часа гуляет по Парижу в ожидании результатов исследований, больна она раком или нет. Герои кинокартин этого времени часто находятся в состоянии противостояния себе или обществу – безадресный бунт, не имеющий за собой ни цели, ни заявления. Таким образом, обнажалось общественное устройство, но при этом не было никакой пропаганды.
Но имея даже схожие черты, кинокартины и их создатели сильно отличались друг от друга. Франсуа Трюффо снимал очень понятные и гуманистические картины, Ален Рене --сложноустроенные модернистские лабиринты, Жан-Люк Годар -- политическое кино с авангардным монтажом, Аньес Варда – эксперименты на границе между документальным и художественным, Жак Деми – мюзиклы, Крис Маркер – документальное киноэссе, а Жак Риветт – театрализованное, насыщенное импровизациями кино.
Итог новой волны и причина, почему мы объединяем всех кинорежиссеров данной эпохи в одно направление – разрушение всяких ограничений: у камер, в монтаже, в сюжете. В конце концов, нет правильного и неправильного. Кино может быть любым!