Вот вы, уважаемый читатель, доверяете банкам и банкирам? Когда вы открываете счет в банке, заводите карточку, отправляете перевод - считаете ли вы, что служащие банка полностью с вами искренни и готовы сообщить о всех проблемах?
Не буду говорить за всех. В 2018 году были отозваны или аннулированы лицензии у 77 банков. На момент написания статьи в 2019 ЦБ прекратил деятельность еще 8 кредитных учреждений. У них у всех были вкладчики, везде размещались деньги. Возможно в подавляющем большинстве ситуация была другой и отзыв лицензий был как гром, среди ясного неба. Но у нас было так.
Жизнь банкира приятна, если бы не ЦБ
Кто бы что ни говорил, но жизнь банкира приятна и великолепна. В нашем банке мы не заметили, что пережили сразу несколько кризисов. Зарплата платилась вовремя, с техникой проблем не было. Клиенты как двигали раньше свои счета, так и двигают. Одним словом, как говорил товарищ Саахов из фильма "Кавказская пленница":
"Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля".
Но проблемы с банком почувствовали практически все. Неудивительно, даже при том, что руководство и бухгалтерия, по долгу службы, "не выносили сор из избы", ничего не разглашали, тем не менее ЦБ уже видел намечающиеся проблемы и начинал заваливать почти все отделы различными запросами, требованиями составить те или иные отчеты.
Клиенты все еще продолжали двигать деньги.
В принципе, можно было сделать вид, что не понимаешь, что происходит. Количество работы увеличилось, но причина этого увеличения на интуитивном уровне понималась совершенно правильно - что-то не так с самим банком.
Небольшое отступление: наш банк был самым что настоящим микро-банком. У нас не было средств физических лиц (только юридические) и штат сотрудников был очень небольшой. Поэтому утаить что-то было сложно. Но, надо отдать должное, тем, кому не положено было что-то разглашать, держали языки за зубами. Поэтому все волнения происходили лишь на базе слухов и собственных умозрительных заключений.
Когда по-настоящему запахло жареным
Но, как говорится, шила в мешке не утаишь. И рано или поздно уверенность в том, что это конец, овладела всем коллективом. Хорошо, что мы не наваливали по долгу службы никаких банковских продуктов, не привлекали вкладов и не уговаривали клиентов разместить у нас деньги.
Более того, по кислым минам многие из них поняли, что дело очень плохо. Говорить больше запрещалось, да и большинство клиентов обслуживались через интернет-банк. Не письмо же им писать.
Процесс "умирания" тоже не происходил в один день. Сначала поток писем из ЦБ превратился в шквал, затем нас отключили от системы БЭСП (банковские электронные срочные платежи), а затем, через месяц, уже отозвали лицензию. Надо отдать должным, что руководство денег не воровало и из клиентов практически никто не пострадал. По крайней мере я не знаю о таких.
Банки надежны - но не бесконечно! Если вы обычный гражданин - беспокоиться не надо. Если у вас бизнес - следите за своим банком. Впрочем, повторюсь, может быть моя история не типична. Выводы пусть делает каждый сам.