Найти тему
ZAVODFOTO.RU

Из истории атомного ледокольного флота России

Россия - это единственная в мире страна, которая обладает таким уникальным пассажирским атомным ледокольным флотом. Другие страны вроде и пытались, но так и не смогли у себя довести до ума своё атомное судостроение. Наши ледоколы бороздят бескрайние просторы Арктики уже больше, чем полвека и успешно обеспечивают надёжную и безопасную проводку транспортных судов на всех участках Северного Морского пути. Базируется наш атомный флот на северо-западе нашей страны, в городе Мурманске, крупнейшем в мире городе, расположенном за Северным полярным кругом. В настоящее время в состав действующего флота входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это атомоходы «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач» – с однореакторной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил; атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучие технические базы - «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, многофункциональной судно-контейнеровоз «Россита». Всем этим добром управляет государственная компания «Атомфлот» (дочка Госкорпорации Росатом). Так вот несколько лет назад мне посчастливилось побывать на этой базе и своими глазами увидеть некоторых красавцев.

А как всё начиналось? Северные морские транспортные магистрали всегда считались перспективными для нашей страны, как с точки зрения логистики, так и в стратегическом плане. И вот, 20 ноября 1953 года, было принято решение Совета министров СССР о строительстве атомного ледокола. За два года в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») был разработан проект атомохода. Уже 25 августа 1956 года он был заложен на Судостроительном заводе им. А. Марти (с 1957 - «Адмиралтейский завод») и 05 декабря 1957 года спущен на воду, а 03 декабря 1959 года окончательно сдан Министерству морского флота. Так атомный ледокол «Ленин» стал первым в мире судном с ядерной энергетической установкой. Сейчас на базе первого атомного ледокола - «Ленин» создан Арктический выставочный центр «Атомный ледокол «ЛЕНИН», который открыт для всех желающих.

Ледокол «Ленин». Длина - 134 м, Ширина - 27,6 м, Высота борта - 16,1 м, Водоизмещение - 19 240 т, Мощность главной установки - 44 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 19,6 уз.

-2

Вторым в мире стал атомный ледокол «Арктика» (заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде, на воду был спущен - 26 декабря 1972 года и был принят в эксплуатацию - 25 апреля 1975 года). Но и ему есть, чем похвастаться. Именно он 17 августа 1977 года первым достиг Северного полюса в надводном плавании. Это был, конечно, серьёзный прорыв, многие даже сравнивали это с полетом человека в космос. 14 сентября 1977 года атомный ледокол «Арктика» по этому поводу был награжден орденом Октябрьской Революции. Позднее по аналогичному проекту были построены ещё 5 ледоколов: «Сибирь» (1977), «Россия» (1985), «Советский Союз» (1989), «Ямал» (1992), «50 лет Победы» (2007).

Ледокол «Арктика». Длина - 147,9 м, Ширина - 29,9 м, Высота борта - 17,2 м, Водоизмещение - 23 000 т, Мощность главной установки - 75 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 20,8 уз.

-3

Третий ледокол получил имя «Сибирь». Он, как я уже говорил, был построен тоже на Балтийском заводе и принят в эксплуатацию 28 декабря 1977 года. В настоящее время готовится к утилизации. Кстати, и ему есть, что сказать. Именно это судно в 1989 году было впервые использовано в качестве туристического. Это потом, с 1991 года ледокол «Советский Союз» «зажигал», с 1993 года - атомный ледокол «Ямал», а сейчас ледокол «50 лет Победы» этим занимается.

-4
-5

Четвертым стал ледокол «Россия». Он также класса «Артика», заложен 20 февраля 1981 года, спущен на воду 2 ноября 1983 года и принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года. Отличился тем, что именно на нём в 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В настоящее время тоже готовится к утилизации.

-6

Ледокол «Советский союз» стал пятым. Спущен на воду он 31 октября 1986 года, а введён в эксплуатацию в 1989 году. Его же главная особенность, что он спроектирован так, что его за короткое время можно дооборудовать, и он превратится в боевой корабль. Например, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123. На данный момент судно проходит этап модернизации с целью обеспечить плавный переход замены старых ледоколов на новые, которые сейчас строятся на мощностях ООО «Балтийский завод - Судостроение» в Санкт-Петербурге - ЛК-60Я (универсальный атомный ледокол нового поколения проекта 22220) и другие.

Ледокол «Советский Союз». Длина - 147,9 м, Ширина - 29,9 м, Высота борта - 17,2 м, Водоизмещение - 21 120 т, Мощность главной установки - 55 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 20,8 уз.

-7

Шестым стал - «Ямал». Был заложен в 1986 году и спущен на воду в 1989 году. Именно этот ледокол можно назвать самым распиаренным. На его носу изображена та самая акула.

-8
-9
-10

Отдельно хотелось бы остановиться на ледоколе «Вайгач». Если до этого мы говорили о ледоколах класса «Арктика», которые используются для сопровождения грузовых и других судов по Северному морскому пути, то ледокол «Вайгач», как и ранее выпущенный «Таймыр», были построены специально для сопровождения кораблей в мелких водах и могут использоваться в устьях сибирских рек. Это достигается уменьшенной их осадкой. Ещё один момент, если другие ледоколы были сделаны в СССР, то над этими двумя трудились финны – компания «Хольстрем Хисталахти» концерна «Вяртсиля Морская Техника». Но доверили, конечно, не всё. Сталь и оборудование наше. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда отбуксировались корпуса. «Таймыр» был введен в эксплуатацию в 1989 году, а «Вайгач» в 1990 году.

-11

А это я его поймал в Певеке

-12

И наконец пока ещё самый крупный ледокол в мире - «50 лет Победы».

-13

Ледокол «50 лет Победы» представляет собой модернизированный проект второй серии атомных ледоколов класса «Арктика». Был заложен 4 октября 1989 года под именем «Урал» и спущен на воду 29 декабря 1993 года. Потом были проблемы с финансированим, но не дождётесь. В 2003 году строительство было возобновлено, и 1 февраля 2007 года этот ледокол вышел в Финский залив на ходовые испытания, а 23 марта 2007 года принят в эксплуатацию. На борту судна, длина которого около 160 метров, установлена цифровая система автоматического управления нового поколения. Ледокол способен преодолевать лед толщиной 2,8 м и развивать скорость до 18 узлов в час. На судне предусмотрен экологический отсек, оснащенный новейшим оборудованием для сбора и утилизации всех отходов.

-14

Ледокол «50 лет Победы». Длина - 159,6 м, Ширина - 30 м, Высота борта - 17 м, Водоизмещение - 25 000 т, Мощность главной установки - 75 000 л.с., Скорость хода на чистой воде - 18 уз.

-15

А это уже новая история! Перед нами новый Головной ледокол «Арктика», который сейчас строится на Балтийском заводе, решили назвать в честь первого ледокола-покорителя Северного полюса, чтоб славная традиция нашего атомного флота продолжалась, ведь не секрет, что более двадцати лет наша страна не строила суда подобного типа. И вот мы наконец подняли голову, ледоколы нового типа (а по этому проекту 22220 (ЛК-60Я) строятся ещё «Сибирь» и «Урал») будут самыми большими и мощными в мире, наверное, такую гигантоманию одобрить можно и нужно, Россия, вперёд!

-16

Основные характеристики нашего «малыша»: длина - 173,3 м (160 м по КВЛ), ширина - 34 м (33 м по КВЛ), высота - 15,2 м, а с надстройкой целых 54 метра (это примерно 18-этажный дом). Осадка максимальная - 10,5 м / минимальная - 8,65 м. Планируется, что ледокол сможет проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая по ходу движения лед толщиной до 3 метров. Скорость хода - 22 узла (по чистой воде). Полное водоизмещение - 33 540 тонн. Мощность корабля составляет 60 МВт (на валах). А служить людям он готов не менее 40 лет. Экипаж универсального атомного ледокола - 75 человек.

"Арктика" будет выглядеть как-то так.

-17

Главная же особенность новых ледоколов, даже не в их силе, а в универсальности. Ведь они имеют двухосадочную конструкцию, а это значит могут ходить, как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Эти ледоколы будут работать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках устья Енисея и районе Обской губы.

А вот и строится первый серийный ледокол "Сибирь"

-18

Головной атомоход «Арктика» (заводской № 05706) был заложен на стапеле «А» Балтийского завода 5 ноября 2013 года, а спущен на воду 16 июня 2016 года.

Первый серийный ледокол проекта 22220 «Сибирь» (заводской № 05707) был здесь заложен 26 мая 2015 года и совсем недавно, 22 сентября 2017 года его также спустили на воду.

Второй серийный ледокол проекта 22220 «Урал» (заводской № 05708) был здесь заложен 25 июля 2015 года, ждёмс когда и его спустят на воду.

И совсем эксклюзив, атомный ледокол "Урал" практически в начальной стадии строительства. Между прочим, если ледоколы "Арктика" и "Сибирь" бороздили по водам и помогали корабликам победить лед, то "Урал" в этой теме новичок, так как ледоколов с таким именем ещё не было.

-19

Ваш Промблогер №1 Игорь (ZAVODFOTO)! Подписывайтесь на мой канал, я Вам ещё много чего интересного покажу: https://zen.yandex.ru/zavodfoto

Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать - "Как это делается и почему именно так!", смело приглашайте в гости. Для этого пишите мне сюда: akciirosta@yandex.ru Берите пример с лидеров!

На данный момент я уже лично посетил более 400 предприятий, а вот и ссылки на все мои промрепортажи:

Почему наша промышленность самая лучшая в мире: http://zavodfoto.livejournal.com/4701859.html