Было это в конце девяностых, когда народ был пуганным, а контроля за бродячими собаками не осуществлялось никакого.
По округе начали ходить тревожные слухи. Говорили, что в поселке «Заря» расформировали питомник, в котором пытались вывести новую породу служебных собак, скрещивая немецких и восточноевропейских овчарок с волками и лисами. И, якобы, вместо того, чтобы усыпить полученных метисов, их просто выпустили на улицы.
Слухи были тревожные, но не особо правдоподобные. Многие отмахнулись и забыли - мало ли, какие байки можно было в девяностые не то, что от бабулек на скамеечке услышать – в газете прочитать!
А потом слухи стали куда тревожнее, и ходили они уже среди собаководов, к которым мы тогда тоже относились. Говорили, что по округе бродит огромная стая собак, голов двадцать. И немалая часть этих собак – крупные, похожие то ли на восточников, то ли на волков. Стая всегда держится вместе, новых собак в ней не появляется, к домашним собакам агрессивны.
Многие насторожились, перестали выходить с собаками на заросшие лесом пустыри около домов, в лесопарк. Одно дело – сказки про гибридных полуволков, другое – предупреждение об агрессивной большой стае бродячих собак.
Постоянно обновлялась информация о том, где эту стаю видели последний раз. Чтобы окрестные собаководы были осторожны, и не пострадали ни они, ни их собаки.
В общем то, идя на рынок, я знала, что по окрестностям бродит та самая стая. Но шла я без собаки, а ни одного случая нападения этой стаи на людей не упоминали даже бабульки на лавочках, а уж они-то все страсти-мордасти первым делом подхватывают на языки.
Закупалась я на рынке, в бакалейном ряду, когда услышала испуганные выкрики и обернулась. По проходу между рядами шли ОНИ, и впечатлило зрелище даже меня, с семи лет росшую с собаками.
Первые особей восемь были огромны. Рослые и широкие в плечах, они превосходили размерами восточноевропейских овчарок и были сильно похожи друг на друга, словно выросшие щенки из одного помета.
Перед ними не то, что расступались – с их пути шарахались в ужасе и покупатели, и продавцы.
Собаки спокойно, не обращая внимания на людей, шли цепочкой по проходу. Застывшую в изумлении меня они просто проигнорировали, так и проходили рядом, почти касаясь меня мохнатыми боками, одна за другой.
Прошло их четверо, и остановились. Пятый – прямо рядом со мною. Большой, подпало-серый, мохнатый. На овчарку похож, но как метис.
Оказалось, стая дошла до тупика в конце прохода. Продавцы застыли, прикрываясь прилавками и глядя на спокойных, в общем, но уж очень огромных собак.
Серый лобастый кобелюка, шедший впереди, постоял, повертел головой, даже оглянулся назад. А потом принял решение и пошел прямо по ящикам с товарами.
Стая двинулась следом, псина за псиной проходили мимо меня – сначала восемь больших волкоподобных, потом – поменьше, размером с немецкую овчарку, а потом и вовсе не особо крупные, не выше полуметра в холке.
Псина за псиной запрыгивали на коробки и ящики с товаром, проходили по ним и спрыгивали с другой стороны, покидая рынок. И никто не посмел им помешать, все ждали, когда стая уйдет.
Я до сих пор не знаю, откуда на самом деле взялись эти огромные серые собаки, насколько правдивы слухи о выпущенных на волю Заринских гибридах. Но вереницу собак, которые, в полной тишине, нарушаемой лишь шумным собачьим дыханием, одна за другой, под полными ужаса взглядами людей, перелезают через коробки и уходят прочь, не забуду никогда.
P.S. комментарии меня очень удивили. Я поделилась завораживающим событием из своей жизни. Никто не умер, никого не покусали, не разорвали, не сожрали, даже не обгадили. В комментариях - сплошные обвинения в том, что статья, якобы, настраивает людей против собак.
Встреча с подобной стаей равноценна встрече с медведем в лесу. Такое же редкое и запоминающееся событие. Просто представьте себе: они идут мимо, здоровенные, серо-подпалые, вереницей, один за другим, длинной вереницей. Как волки по лесу, только - собаки. По городу. Совсем рядом, захочешь - коснешься рукой...