Найти тему

«Молодой Годар» — стилизация, граничащая с документальным воссозданием

В преддверии выхода на экраны очередной режиссерской работы Луи Гарреля – фильма «Честный человек», где он выступает и исполнителем главной роли, предлагаю вспомнить одну из его последних актерских работ. Это особенная роль, ведь сыграл он кинорежиссера Жана-Люка Годара в картине Мишеля Хазанавичуса «La Redoutable» (2017), получивший в нашем прокате более прозрачное название «Молодой Годар».

35-летний Луи Гаррель плоть от плоти французский кинематографист – внук известного актера Мориса Гарреля и сын не менее крупного актера и кинорежиссера Филиппа Гарреля, чья карьера, как и Годара, началась в 1960-х годах.

Галерея созданных им на экране образов по-настоящему открылась ролью Тео в «Мечтателях» (2003) Бернардо Бертолуччи. Затем следует ряд картин Кристофа Оноре («Моя мать», 2004; «Все песни только о любви», 2007; «Прекрасная смоковница», 2008; «Моя девочка», 2009; «Возлюбленные», 2011) и Филиппа Гарреля («Постоянные любовники», 2005; «Ревность», 2013), в которых за ним закрепляется амплуа героя-любовника. Работа у других режиссёров в лентах «Воображаемая любовь» (режиссёр  Ксавье Долан, 2010), «Сен-Лоран. Стиль – это я» (режиссёр Бертран Бонелло, 2014), «Мой король» (режиссёр Майвенн Ле Беско, 2015), «Иллюзия любви» (режиссёр Николь Гарсия, 2016), «Призраки Исмаэля» (режиссёр Арно Деплешен, 2017), «Один король – одна Франция» (режиссёр Пьер Шоллер, 2018) лишь утвердила его незаменимое место в современном кино Франции, немного захватывая и другие мировые кинематографии. В конце года ожидаются еще две премьеры с участием Луи Гарреля: франко-итальянская историческая картина «Дело Дрейфуса» (режиссёр  Роман Полански) и американский фильм «Маленькие женщины» (режиссёрка Грета Гервиг).

Партнершами Луи Гарреля в его картине «Честный человек» выступают звезды Летиция Каста и Лили-Роуз Депп. Они дополнили список див разных поколений – от Катрин Денев, Мэрил Стрип и Изабель Юппер до Шарлотты Генсбур, Евы Грин, Марион Котийяр, Анны Муглалис, Леа Сейду, Эммы Уотсон, а также Кьяры Мастроянни – дочери Марчелло Мастроянни и Катрин Денев, с которыми ему приходилось встречаться на съемочной площадке.

Вернемся к фильму о Годаре, живом классике, которому сейчас 88 лет, хотя о нем мало что слышно. Всему виной некорректные высказывания по поводу мировой политики, снискавшие ему славу одиозного демагога. Впрочем, подобный характер его публичные выступления приобрели уже в тот период, о котором рассказывается в фильме Хазанавичуса.

В центре внимания – судьбоносные для режиссера майские события 1968 года в Париже. Литературной основой ленты послужили воспоминания Анны Вяземски, актрисы и жены Годара в период между 1967 и 1971 годами. Очевидная аналогия – последний фильм Кирилла Серебренникова «Лето» (2018), снятый по мемуарам жены Майка Науменко, Натальи. Едва ли это обстоятельство, тем более на фоне роста феминистических настроений в мире кино, не является заметной тенденцией последнего времени.

В описываемые годы он уже признанная звезда французского кинематографа, один из его реформаторов, переживающий, однако, самый сильный творческий и личный кризис в своей жизни. Он действительно молод, но далеко не юн – в начале повествования ему 37 лет. Ранее, в 1951 году, он пришел в кино в качестве критика, в 1954-м дебютировал в коротком метре, а в 1960 году представил первую полнометражную картину «На последнем дыхании», которая стала предвестницей «новой волны». Вместе с Аньес Варда, Жаком Деми, Луи Малем, Аленом Рене, Жаком Риветом, Эриком Ромером, Франсуа Трюффо, Клодом Шабролем и др., Годар открыл новые горизонты кино, зашедшему во Франции в тупик, обогатив опыт игровых фильмов документальностью и поэтической образностью. К этому периоду относятся его ленты: «Маленький солдат» (1960), «Карабинеры», «Призрение» (1963), «Безумный Пьеро» (1965), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966) и др., а также фильмы, отмеченные наградами Венецианского («Жить своей жизнью», 1962) и Берлинского («Мужское – женское», 1966) кинофестивалей. Кроме того, гран-при в Берлине получила его картина «Альфавиль» (1965).

Заявленного названным списком работ нового протестующего героя полнее раскрывают фильмы, созданные на следующем этапе его творчества – в маоистский период (1967) и период группы «Дзига Вертов» (1967-1970). В ленте «Китаянка» (1967), снятой по мотивам «Бесов» Федора Достоевского, отмеченной специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля, Анна Вяземски снялась в главной роли Вероник. Она появляется и в последующих картинах Годара: «Уик-энд» (1967), «Ветер с Востока» (1969), «Владимир и Роза» (1970). Вообще на это время пришелся пик ее актерской карьеры. Кроме Годара, Анна Вяземски снялась, например, у Пьера Паоло Пазолини («Теорема», 1968; «Свинарник», 1969).

Актерский состав определенно стал удачей фильма «Молодой Годар». Неистовый искатель, чей талант поработила идеология, естественным образом навсегда оттолкнув от него массу зрителей, Годар получился у Луи Гарреля по-настоящему объемным, исполненным противоречий героем. Он вызывает у зрителей чувства в диапазоне от восторга до отвращения, убедительно и доступно показывая природу кризиса в жизни талантливого мужчины.

-2

Анну Вяземски, по существу главную героиню фильма, сыграла Стэйси Мартин, молодая актриса, чей основной успех связан со съемками в «Нимфоманке» (2013) Ларса фон Триера. Без видимых усилий, ни на йоту не меняя внешность и темперамент, она легко вписывается в предлагаемые обстоятельства, воплощая необъяснимую экранную магию. Мощный эффект Стэйси Мартин производит на хипстеров, важнейшую часть мировой аудитории европейского интеллектуального кино. Одним из вероятных последствий этой картины, например, стало то, что китайский картуз ее героини оказался ведущим трендом сезона среди женских головных уборов.

Анна Вяземски
Анна Вяземски

Однако, как у каждого крупного режиссера, у Хазанавичуса есть любимая актриса – Беренис Бежо, сыгравшая Пеппи Миллер в «Артисте» и исполнившая роль Мишель Розьер в «Молодом Годаре». Ее благородно-экзотическая внешность служит неким эстетическим камертоном всему происходящему на экране. А высказываемые ею оценки – этическим мерилом, априори созвучным среднестатистическому зрителю. Кто она? Женщина, опередившая свое время – взвешенная, трезвомыслящая буржуазная европейка, не впадающая в искусы радикализма или консерватизма. В противовес заблуждениям Годара, героиня Мишель Розьер разделяет искусство и жизнь, и по всей вероятности, проводит мысли самого Хазанавичуса.

Анна Вяземски и Беренис Бежо
Анна Вяземски и Беренис Бежо

Многие помнят успех его «Артиста» (2011) – Оскар и другие награды. При этом из опыта большинства фильмов Хазанавичуса следует, что сценарий – далеко не сильная сторона работы этого режиссера. Налицо явное отсутствие основательности сюжета. Совсем иное дело, с лихвой искупающее первый грех, – уникальное мастерство фактур, имитирующих время. Атмосферу зарождения большого стиля в Голливуде – в «Артисте», или хроникальный характер съемки, передающей дух студенческой революции – в «Молодом Годаре».

Овеянный своеобразной романтикой бурный май 1968-го не единожды становился если не предметом, то, во всяком случае, эффектным фоном для киноисторий самых разных жанров. Интерес, прежде всего, французских кинематографистов к этому историческому эпизоду не случаен, ведь собственно просмотры во Французской синематеке являлись одной из основных арен происходивших тогда событий, а некоторые мастера были непосредственными участниками противостояния. Экранное отражение события началось тогда и там же – на баррикадах.

Затем следовали десятилетия съемок фильмов, в той или иной степени актуализирующих «студенческую весну». Назову две ленты из этого обширного ряда – комедию «Побег» (режиссёр  Жерар Ури, 1978) с Пьером Ришаром в главной роли и эротическую драму «Мечтатели» (режиссёр Бернардо Бертолуччи, 2003), упомянутую выше в связи с ролью в ней Луи Гарреля. Если в первом фильме события, воссозданные по горячим следам (всего 10 лет спустя) выглядят сущей бессмыслицей, то вторая картина не просто передает, но в чем-то фетишизирует обаятельную атмосферу умеренного экстремизма и разглагольствований с цитатником Мао в руках.

В «Молодом Годаре» на экране: многолюдные демонстрации, ожесточенные столкновения с полицией, изнурительные дебаты в Сорбонне, неповторимая среда студенческих кварталов Парижа, их стены, оклеенные плакатами и портретами коммунистических вождей, исписанные граффити с лозунгами, ставшими легендарными (например, «Запрещено запрещать!»). А как он убедителен в передаче интерьеров. В этом смысле показателен эпизод съемок сцены из «Китаянки», в точности воспроизводящий годаровский первоисточник.

Луи Гаррель и Анна Вяземски
Луи Гаррель и Анна Вяземски

Последнее подводит к мысли о том, что сопутствующая 1968 году эпоха произвела во Франции блестящую плеяду артистов, чей вклад в мировую культуру давно затмил социально-политический контекст своего времени. Некоторые из них нашли отражение в биографических фильмах последних лет (например, «Гензбур. Любовь хулигана», режиссёр  Жоанн Сфар, 2010; «Ив Сен-Лоран», режиссёр Джалиль Леспер, 2014). По тому же пути, заполняя один из пробелов в экранном воплощении биографией французских «шестидесятников», пошел Мишель Хазанавичус. Фактурная легкость картины «Молодой Годар», стилизация, граничащая с документальным воссозданием, рождают игровую ситуацию, поводом для которой, как и в случае с «Артистом», послужила история кино.

Ігор Іванов