29 октября 1941 г. Борис Ковзан вылетает во главе звена самолетов-истребителей «Як-1», чтобы обеспечить сопровождение советским штурмовикам в район города Зарайска Московской области. На пути им встретилась вражеская колонна, которая тут же попала под огонь советской авиации. Но колонна была в сопровождении истребителей-бомбардировщиков «Мессершмитт-110». Завязался воздушный бой. Атакуя вражеский истребитель Ковзану удалось ранить стрелка. Казалось ещё чуть-чуть и враг будет сбит, но боеприпасы на этом закончились. Тогда он не думая, машинально бросает в эфир:
Я – «Тюльпан», по курсу – Москва, иду на таран!
Будущий капитан направляет свой самолёт к хвосту Мессершмитта. Концами лопастей винта отсекает хвостовое оперение. Потеряв управление, вражеский самолёт завертелся в воздухе и камнем пошел к земле. Сам же Борис Ковзан благополучно приземлился на своём самолёте в аэродроме.
Второй таран произошёл 22 февраля 1942 г. Летчик тогда состоял в 744-ом истребительном авиационном полку. На этот раз группа лётчиков обеспечивала прикрытие шоссе Москва – Ленинград между Вышним Волочком и Торжком. В этой группе был и наш герой. Но внезапно на высоте двух тысяч метров Борис обнаруживает трех вражеских «Ю-88» (Юнкерс). Не теряя ни секунды бравый лётчик советских войск кидает свой самолёт в атаку на один из Юнкерсов. Уклоняясь от встречного огня, в круговерти воздушного боя младший лейтенант не заметил как расстрелял весь свой боезапас. Лётчик понимает, что враг может уйти, и он решается протаранить его. Всё произошло также как при первом таране. Юнкерс потеряв своё хвостовое оперение, лишается управления и разбивается. После тарана на повреждённом самолёте младший лейтенант Борис Ковзан производит посадку. Про героизм лётчика узнаёт весь Северо-Западный фронт. За совершённый подвиг его награждают орденом Ленина.
Григорий Зимин – командир 240-й истребительной авиационной дивизии, в составе которой воевал Борис Ковзан:
Таран – это последнее и отчаянное средство летчика, который уже исчерпал все другие возможности боя. Было совершенно очевидно, что, решившись на таран, Борис Ковзан рисковал своей жизнью больше, чем в случае, если бы он просто с близкой дистанции открыл огонь по бомбардировщику.
Третий таран произошёл 9 июля 1942 г. Ковзан вылетает в составе группы истребителей прикрывающих советские бомбардировщики. Задачей бомбардировщиков была нанести удар по немецкому аэродрому в Демянске. Но над железнодорожной станцией Любница, что находится в Новгородской области, завязался бой с группой «Мессершмитт-109». В бою был подбит самолёт лётчика В. Малова. Борис Ковзан заметив, что его товарищ находится в опасном положении, он направляет свой самолёт в лобовую атаку. Тем самым отвлекая на себя два вражеских самолёта. Плоскостью своего самолёта он таранит один из самолётов. Второй Мессершитт решил не принимать бой, и скрылся.
Совинформбюро от 11 июля 1942 г. отмечалось:
Летчик Борис Ковзан встретил в воздухе два немецких истребителя «Мессершмитт-109» и вступил с ними в бой. Плоскостью своей машины Ковзан таранил один немецкий самолет. Другой истребитель противника не принял боя и скрылся. Это был третий успешный таран отважного, сталинского сокола». За мужество и героизм Б.И. Ковзана наградили орденом Красного Знамени, присвоили внеочередное звание старший лейтенант.
Четвёртый таран произошёл 13 августа 1942 г. в районе города Старая Русса Новгородской области. Возвращаясь с задания за 15 км от советского аэродрома внезапно на одинокий «Як-1» нападает группа самолётов «Мессершмитт-109». Враги начинают играть с Яком. Самолёт стал для них мишенью. Расстреливая самолёт одна из пуль попала в кабину пилота, и ранила лётчика в глаз. Борис Ковзан не мог ничем ответить, т.к. весь свой боезапас потратил на задании. Когда Як загорелся, 19 летний лётчик принимает решение просто так не сдаваться, и идти на таран.
Машина горит. Ранен в голову. Вытекают мозги. Иду на таран!..
Он направляет свой горящий истребитель в лоб надвигающемуся Мессершитту. Самолёты сталкиваются. От удара Бориса выбрасывает из кабины. выбросило из кабины. Упал он в трясину. При падении сломал левую руку, несколько рёбер, и бедро. Вытащили его из трясины местные жители, которые наблюдали за боем. Лётчик был без сознания. Оказав ему первую помощь, жители переправляют его к партизанам. Там уже с лесного аэродрома летчика доставили в Москву. Пришёл он в сознание только в госпитале.
Провёл он там 10 месяцев. Глаз пришлось удалить. После полного восстановления он захотел вернуться обратно в авиацию, но медицинская комиссия не давала разрешение. 21 летний парнишка был настойчив, и упрям. И после многочисленных посещений медицинской комиссии, медики сдались и дали разрешение Борису Ковзану.
Лётчик прошёл всю войну. Правда уже без таранов. К концу войны на счету Героя Советского Союза Бориса Ковзана было 28 воздушных побед.
Спасибо, Дорогой читатель, за внимание.
Понравилась статья? Подписывайся, и ставь палец вверх.