Найти тему
Метагазета

«Есть женщины с хваткой как у питбуля»

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
В России нет гендерной дискриминации, уверены опрошенные МГ эксперты: женщины не только не уступают мужчинам в карьере, но часто и превосходят их. А если дамы и зарабатывают меньше, то лишь потому, что деньги для них менее важны, чем интересная работа.

У женщин много возможностей, но они, как правило, не достигают того уровня образования, карьерного успеха и дохода, которого добиваются мужчины, а средняя зарплата у дам составляет лишь 70% от среднего заработка сильного пола, заявила вице-премьер РФ Ольга Голодец на форуме «Роль женщин в развитии промышленных регионов» в начале марта.

Эти данные противоречат другим исследованиям на гендерную тему. Например, Международная организация труда говорит, что зарплата женщин в России лишь на 16-22% меньше, чем у мужчин.

А эксперты международного консалтингового холдинга Grant Thornton International и вовсе утверждают, что Россия — мировой лидер по числу женщин в высшем руководстве компаний: доля прекрасного пола в топ-менеджменте в РФ 47%.

Женщины-предпринимательницы составляют 27-32% от всех российских бизнесменов, гласят данные Women Business Index от компании «Манго телеком». В 2018 году женщины владели 39% российских компаний в сфере туризма, 30% салонов красоты и здоровья, а также 22% аптек.

Опрошенные МГ эксперты заявили, что, действительно, на руководящих и высокооплачиваемых постах больше мужчин, но дело не в дискриминации, а в предпочтениях самих соискателей.

-2

Азат Григорьян, генеральный директор ГК «Энерго»

Цифрами легко можно манипулировать. Что значит: женщины получают меньше мужчин? То есть мужчина-педиатр получает 50 тысяч, а женщина — 30? Это же вранье. Просто как-то у нас в России с советских времен сложилось, что женщины чаще устраиваются на более низкооплачиваемые профессии.

Я вам авторитетно заявляю: ни один бизнесмен не заплатит женщине-директору, или заместителю директора, или начальнику отдела меньше, чем мужчине. Это же чушь, никто не скажет: «Давайте я найму директора женщину, чтобы ей меньше платить!» Пусть это будет мужчина, женщина, латинос, черный, белый, человек традиционной или нетрадиционной ориентации — всех интересует результат, а не то, кто его добьется.

У нас в холдинге мужчины и женщины на всех позициях получают одинаково. Начальники отделов и подразделений — 65% мужчины, а 35% — женщины. Есть, конечно, перекос в сторону мужчин, но не колоссальный. Так уж сложилось: пока еще женщины уделяют внимание семье, воспитанию детей. Но с новым подходом, когда женщина делает карьеру, а рожать начинает в 35 — мы, наверно, получим вскоре показатель 50/50. Но работодатель женщин-претендентов не дискриминирует.

-3

Анна Трубицина, гендиректор и владелица турфирмы Commodore

У меня коллектив полностью женский. Это специфика туристической отрасли. Мужчин очень мало, все они в основном на руководящих должностях. В процентном отношении их все равно не так много: женщин-руководителей больше. Но просто если уж мужчина приходит в отрасль — то на руководящую должность.

Я думаю, это в большой степени связано с предпочтениями самих мужчин: мужчины не хотят заниматься туризмом. В последнее время это не высоко маржинальный бизнес, а риски в нем высоки.

Женщинам, наоборот, нравится то, что дает работа в сфере туризма: бизнес связан с путешествиями, имидж работника в этой сфере достаточно интересный. Женщинам путешествия интересны. Мужчин больше, может быть, интересует чисто материальный аспект — а здесь туристический бизнес не занимает лидирующие позиции, он, наоборот, в аутсайдерах.

-4

Руслан Кисс, генеральный директор Группы компаний «РЛП»

Возможно, эта проблема присутствует на очень низкоквалифицированных профессиях: дворника, грузчика и т.д. Что касается высококвалифицированных должностей, мне кажется, это надуманная проблема.

В моих компаниях между мужчинами и женщинами нет разницы по зарплате. Все на равных должностях получают одинаково. Должностей, на которые я бы предпочитал нанимать именно мужчин или именно женщин, тоже нет — это зависит от профессиональных качеств. Но скажу по личному опыту: в некоторых организационных вопросах женщины справляются лучше, поэтому на некоторых направлениях большинство — женщины.

На российском рынке в последние лет десять я тоже не видел, чтобы была такая сильная разница, чтобы на какой-то профессии мужчинам платили 50 тысяч, а женщинам — 30. Наверно, в каких-то случаях смотрели на возраст, связанный с возможностью рождения ребенка и ухода в декретный отпуск. Но и это утратило силу: сейчас мужчины берут декретные отпуска с таким же успехом.

-5

Ирина Ермолаева, директор по работе с персоналом «БАТ Россия»

В «БАТ Россия» есть четкие принципы вознаграждения и развития сотрудников. Они последовательно применяются независимо от пола, возраста и национальности работника.

Главные критерии для нас — это потенциал кандидата, лидерские качества, квалификация и опыт. Мы обучаем менеджеров навыкам проведения собеседований и критериям отбора, что позволяет сделать процесс отбора максимально объективным и избежать дискриминации.

Научно доказано, что разнообразные команды достигают лучших результатов. Этот принцип мы ставим в основу ведения нашего бизнеса. Руководство «БАТ Россия» — это топ-менеджеры разных национальностей, женщины и мужчины.

-6

Михаил Марышев, председатель комитета АПК Ростовского отделения организации малого и среднего предпринимательства «Опоры России»

Жестких критериев подбора кадров по полу нет. По крайней мере, судя по тому, что вижу я сам. Непринципиально, мужчина это или женщина: вопрос всегда ставится о компетенции. Я лично знаком с женщинами, у которых в бизнесе хватка как у питбуля — некоторым мужчинам стоит им только позавидовать.

Из компетенции и рождается уровень оплаты труда. Есть только два критерия оценки: цена и ценность. Если для организации сотрудник в силу его компетенции представляет ценность, то компания будет готова заплатить за него высокую цену — независимо от пола.

Если говорить о зарплатах в целом, то для адекватной оценки зарплаты должны полностью выйти в белый сектор. Когда все выйдут в белую зарплату — тогда уже можно будет говорить о некоем статистическом паритете, это будет уже точно откалиброванный результат. А сейчас, когда фонд оплаты труда во многих даже крупных компаниях дробится на белую и «конвертную» составляющие, — сравнение необъективно.