В России уже летом 2019 года мелкие и средние застройщики, которые сейчас строят 7,8 млн кв. м жилья, могут начать массово уходить с рынка. Ведь к текущим проблемам строительных компаний добавится обязательный с июля переход на эскроу-счета.
По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), в прошлом году по всей стране на разных стадиях банкротства находилось 150 застройщиков, что почти на 2% больше, чем в 2017 году. Общая площадь объектов банкротящихся застройщиков составила 4,5 млн кв. м, тогда как в 2017 году − 4,2 млн кв. м. При этом агентство учитывало только тех застройщиков, которые продают жилье в рамках 214-ФЗ, регулирующего долевое строительство. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Хуже всего дела обстояли у 111 из них, которые в итоге были признаны несостоятельными − у них на балансе было 3,6 млн кв. м жилья, или почти 78 тыс. квартир. Цифра эквивалентна полугодовому объему ввода жилья в Москве или среднемесячному показателю по всей России.
Эксплуатация примерно 60% объектов, которые в 2018 году находились на балансе у банкротов, должна была начаться после 2020 года. Чиновники Минстроя уже заявляли, что объекты, готовые менее чем на 30% (а к ним как раз относится жилье, ввод которого запланирован на 2020 год и позднее), обладают наибольшим риском банкротства.
По мнению РАСК, это этап, который требует от застройщика наибольших затрат, притом что объем продаж еще невысокий.
Другими причинами для банкротств он называет задержки с вводом объектов, кассовые разрывы, некачественный расчет маркетинговых моделей и исходные ошибки в бизнес-плане.
Кроме того, в прошлом году еще 198 девелоперов оказались под угрозой: их кредиторы сообщили о намерении подать заявления о банкротстве. Эти компании строят 7,8 млн кв. м жилья (136 тыс. квартир). В «Деловой России» предупредили, что по итогам 2019 года рынок может недосчитаться 30% мелких и средних застройщиков, причина этого − ужесточение правил работы с застройщиками, которое вступит в силу с июля 2019 года (переход на эскроу-счета). В ГК «Гранель» считают, что обанкротиться могут те компании, чье финансовое положение не позволяет получить банковское кредитование, а также чьи проекты расположены в невостребованных местах с плохой инфраструктурой.